Скрипка принадлежит к группе струнных инструментов, где является самым небольшим. В ту же группу входят: альт, виолончель и контрабас.
Современный инструмент, со своей формой и конструкцией, — это результат эволюции барочной скрипки, в свою очередь обязанной формой многим народным инструментам, использовавшимся ранее: арке, лире, старинной трехструнной скрипке, гуслям.
В течение многих лет историки были уверены, что родиной скрипки является Италия. Действительно, впервые название «скрипка» использовалось там (в письменной форме) в 1523 г. Первое известное историческое представление с использованием скрипки имело место во время визита императора Карла V и короля Франциска I к папе Павлу III в Болонье в 1538 г.
Однако уверенность ученых пошатнулась, когда во время послевоенных археологических раскопок в Польше нашли инструменты 11-го века (гиганты из Ополя), что, по мнению ряда исследователей, может свидетельствовать о том, что история скрипки начинается в Польше. Уже в 1545 г. немецкий теоретик Мартин Агрикола в своем трактате «Musica Instrumentalis Deutsch» упомянул о Polnische geige (польской скрипке).
Барокко (XVII век - начало XVIII века) является временем барочных скрипок. Инструменты, предшествовавшие их созданию, отличались, прежде всего, наличием шеи, расположенной в той же плоскости, что и резонансная коробка, а не под углом. От современных скрипок инструмент отличался тем, что имел более короткую и плоскую шею. Струны изготавливались из кишок животных, подбородок же не использовался в то время.
Этот же период включает в себя как развитие скрипичной литературы, чем занимались почти все великие композиторы, так и семинары по изготовлению скрипки. В основном инструмент делали в Италии, Франции и Германии. Самые выдающиеся семьи, занимающиеся изготовлением скрипок (созданием и приданием уникального звучания) — это Амати и Гварнери. Однако наиболее заметной фигурой является Антонио Страдивари. Его шедевры в настоящее время считаются наиболее ценными, хотя инструменты он создавал вместе с сыновьями и учениками.
Благодаря такой эволюции мы можем наслаждаться игрой на скрипке с ее фантастическими возможностями в плане звуковых эффектов и воздействия на эмоции.