В июне текущего года геологическое сообщество в очередной раз ломало голову, откуда в природе алмазы, совпадающие по чистоте и прочим параметрам с синтетическими.
Камни нашли на Толбчаке. Это вулкан на Востоке России. Под всеми вулканами там есть камеры с расплавленной магмой. Их глубина не превышает 40 километров. Во-первых, этого мало для образования алмазов. Они зарождаются на глубинах около 200 километров. Во-вторых, попав в камеры с расплавом, расплавятся и драгоценные камни. Как же тогда на поверхности вулкана оказались чистейшие образцы?
Дотошные исследования показали в найденных "природных" алмазах присутствие ПРГН-40. Это промышленный катализатор с формулой Ni60Mn40. Он используется при создании синтетических камней. Такие получают в лабораториях. Вывод - находка на Толбчаке не является природной.
Подобные им камни раньше находили в Турции, Албании, Тибете, на Урале России. В них тоже обнаружен ПРГН-40.
Ученым не хочется думать, что речь о "вселенском заговоре". Над изучением аномально-синтетических проб бьются лучшие светила науки. Неужто и они падки на подкуп, сенсации?..
Скорее, считают геологи, имеет место не нарочное загрязнение проб в природе или уже в лабораториях. Места, где находили необычные для природы алмазы, являются месторождениями хромитовых руд. Ведется их разработка. Используются инструменты, буровые машины с резцами из синтетического алмаза. Кусочки могут откалываться и попадать в породы.
Научный мир обеспокоен, что так вскоре сотрется грань меж образцами из лабораторий и камнями, в которых сокрыта мощь тысячелетий. Все сложнее доказать, что найден новый минерал, а не какая-то нечаянно занесенная в породы добавка.
Первым вопрос поднял еще в 1960-х годах академик Дмитрий Белянкин. За полвека острота вопроса приблизилась к пику. Подобное, намеренное или нет, загрязнение проб может как обесценить дары природы, так и взвинтить стоимость лабораторных двойников, раз и недра подобные создают.