Ну вот и я посмотрел фильм Павла Лунгина "Братство". И признаюсь, так и не понял, из-за чего вокруг этого кино был такой скандал.
Фильм жесткий, динамичный, держит в напряжении. При этом никакой гламурно-патриотической фальши, от которой тошнит, когда смотришь современные российские киноленты военной тематики. Что бондарчуковский "Сталинград", что недавний "Балканский рубеж", я уж не говорю про совсем уж дурацкое кино про танки - все это фальшивый псевдо-голливуд и псевдо-патриотизм с картонными героями. И даже любимый и уважаемый мною Никита Михалков не смог снять настоящее кино про войну.
А Павел Лунгин смог. И пусть не про Великую Отечественную, а про афганскую, но это не так важно. Фильм получился, героям сопереживаешь, войной не восхищаешься.
Не знаю, отчего так возбудились наши генералы, воевавшие в Афгане. Я слушал много слов про очернительство советских солдат. Ну да, в этом кино наши солдаты не только храбро сражаются, но, случается, и мародерствуют. А кто-то и торгует с "духами". Так ведь это было. И на каждой войне так бывает. Чем тут возмущаться? Почему убить человека - это хорошо и правильно, а снять с убитого часы - это преступление? Да ведь после убийства уже не остается ничего запретного. Наверное, поэтому те же генералы, которые тогда носили не такие высокие погоны, закрывали глаза и на мародерство, и на прочие военные преступления.
Я в Афгане не был, когда наша страна ввела туда войска, я уже отслужил в армии. Но с афганцами был знаком, у меня и друзья среди них, и партнеры по бизнесу. То что показано в фильме Лунгина, это детские проказы в сравнении с тем, что я слышал от афганцев.
Вообще, те ребята, которые реально воевали в Афгане, все они там слегка либо довольно сильно свихнулись. С виду многие были обычными людьми, а в глаза посмотришь - дрожь пробирает. Мой приятель - мягкий с виду парень, совсем не конфликтный, работал замдиректора продуктового магазина - однажды бросил динамитную шашку в окно милицейского уазика. Там четыре мента сидели. Они как горох посыпались из машины. Успели, до того как рвануло. А зачем? Они проезжали мимо и сделали какое-то замечание в недостаточно вежливой форме. И ничего ему потом за это не было - друзья-афганцы кому надо сказали слово.
Еще один, мой коллега по малому бизнесу, всегда носил с собой боевую гранату. Время было бандитское, 90-е годы, рэкетиры наезжали. Он молча вытаскивал чеку из гранаты и смотрел в глаза. Глаза у него были страшней гранаты. По второму разу к нему никто не приходил.
А еще один рассказывал, как на вертолете патрулировал периметр. Если видели кого-то, кто пытался убежать от вертолета, нагоняли, спускались пониже и прошивали очередью из калашникова. И неважно, был ли это старик или подросток, было у него оружие или нет, если бежит, значит, враг. Думаете, он как-то переживал по этому поводу? Нисколько. Сидели в сауне, пили чай, он это рассказывал и смеялся.
Так что не стоило бы афганским генералам наезжать на фильм и на режиссера. Пусть Лунгин и дальше снимает в России и про Россию. Он сейчас один из немногих российских режиссеров, которые могут делать настоящее кино.