Недавно в EVE Online началось очередное вторжение в нулльсечные системы. От всех предыдущих его отличает то, что подверглись атаке все и сразу, NPC практически невозможно убить, а разработчики троллят игроков, "запрашивая комментарии от Дрифтеров". В настоящее время общественность разделилась на два лагеря: одни упрекают CCP за то, что они превращают песочницу в "убивалку мобов", а другие просят никогда не прекращать ивент, чтобы нули стали опаснее. В этой статье я попытаюсь понять, кто же всё-таки прав и изложу своё мнение по вопросу. Приятного чтения.
Аргументы противников ивента вполне понятны: кто-то пришёл в игру, чтобы спокойно копать, но теперь на каждом астероидном поясе их преследуют невероятно сильные линкоры ИИ. Кто-то пришёл за боями с другими игроками, но вынужден защищать свою землю от какого-то искусственного болванчика. Ясно, что интересы игроков перестают соблюдаться, а взамен им дают возможность заниматься утомительной защитой сооружений по ночам. Но не может же всё быть настолько плохо?
Вторая группа людей считает, что да, не может. Ведь теперь в нулях будет обитать намного меньше ботов, особенно с учётом последних новостей об отключении локального чата в системах с СС ниже 0.1. Зато появится множество боевых флотов, с которыми можно будет интересно подраться. Да и вообще, "крабы должны страдать".
Но на самом деле, в масштабах всей игры, не прав никто из этих двух групп.
Да, они чаще всего делают правильные выводы. Но упускается из виду сама суть вторжения. Зачем CCP Games нужно было его организовывать? Какую выгоду они получают с того, что половина активных игроков уже сейчас отменяет свои подписки? Давайте разбираться.
Начнём с того, что Ева - древняя игра. И на протяжении своего существования она не очень сильно менялась в одном из главных своих аспектов - PVE, позволяющем зарабатывать внутриигровую валюту. Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что Ева - игра про ПВП. Я абсолютно согласен с этим. "Игроки могут сколько угодно строить корабли, получать деньги и вообще заниматься заработком, но всё это не будет иметь никакого смысла, если игроки не будут друг друга убивать", как говорил один небезызвестный стример. Но подумайте, ведь для функционирования экономики нужны четыре этапа: производство, распределение, обмен, потребление. Уберём ПВЕ или ПВП - и цепь разрывается. Так что всё верно: убийство мобов в EVE имеет очень большое значение.
А раз так, не кажется ли странным неизменность системы фарма за десять с лишним лет существования игры? С момента её создания игроки уже наловчились добывать деньги, даже не присутствуя за компьютером. В особенности это касается систем с низкой СС. И вот тут мы подходим к самому интересному. Все, кто играет в EVE и проживает в нулях, совершают одни и те же действия. Они встают рядом с астероидом или прилетают на т.н. "зелёнку" - место, где находятся враждебные NPC, за уничтожение которых дают награду. После чего для начала фарма нужно нажать ровно две кнопки (Ctrl и F1). Если к тому же заранее подготовиться к уходу в варп-режим и разогнаться на домашнюю станцию, то поймать корабль игрока невозможно. Естественно, что в таких условиях денежные вознаграждения за убийства NPC или количества добытой руды оставляют желать лучшего, если только не используется специальный флагман и для копки, и для пострелушек. Но система боёв в нулльсечных системах имеет некоторые особенности, которых нет практически нигде. Борьба за территории также возможна только в нулях. И потому когда-то игроки оказались перед выбором: жить в прибыльном месте или терять уникальные возможности? Они выбрали и то, и другое.
С этого момента пошёл отсчёт истории ботов. На самом деле практически все игроки крупных альянсов ботоводят, что позволяет им зарабатывать огромное количество внутриигровой валюты и даже продавать её за реальную. Беда, как я понимаю, в том, что CCP заметили это не сразу, а потом стало слишком поздно. Если забанить всех ботов - то неизбежно и очень сильно провалится онлайн. И остановится один из главных двигателей экономики - массовое ПВП. Поэтому банятся только те, кто занимается своим чёрным делом слишком уж открыто. В результате всего этого в игре началась огромная инфляция. Цены на подписку в игровой валюте выросли больше, чем в десять раз по сравнению со стартовыми! То же самое произошло с ценами на абсолютно все предметы, производимые самими игроками. Но "искочас" (количество получаемых денег в час в среднем) остался прежним абсолютно во всех областях космоса. Поэтому новички не могут сами заработать на подписку, как раньше, не могут заработать на корабли, на модули для них... единственными победившими в этой ситуации остались боты и люди, играющие в несколько окон.
Наверное, все слышали стоны о том, что Ева умирает. Я и сам привык относиться к ним, как к пустым жалобам, но теперь считаю, что всё это время был неправ. Этот медленный процесс затянулся на много лет, в течение которых онлайн непрерывно падал. Но сейчас он уже близок к завершению. И очень многие как причину смерти игры называли ботов и RMT (торговлю за реальные деньги). Теперь сами разработчики поняли, что нужно что-то делать. И самое первое, что они предприняли - это вывод лишних денег из игры. Дрифтеры, вторгшиеся в нули, уже убили сотни космических станций и продолжают разорять крупные альянсы, справляясь со своей задачей на ура. По-моему такое вторжение - это самый эффективный инструмент дефляции из всех, которые я видел.
Вот только... оно ничего не решит. Да, оно выведет из игры лишние деньги и позволит стабилизировать экономику. Но что дальше? Либо его оставят навсегда, сделав нули непригодными для обитания, либо его уберут - и всё начнётся сначала. Ещё десять лет ботоводства и инфляции, потом ещё одно вторжение - и так по кругу. Только игроков-то будет всё меньше и меньше... Да и проблема вовсе не в них. Не в ботоводах, не в РМТ. Проблема лежит глубже - в той системе ПВЕ, которая позволяет автоматизировать свои действия. Играть, не думая. Если бы на "зелёнке" появлялись различные по силе волны NPC, с разным вооружением, тактикой и составом флота - можно бы было поручить прохождение комплекса боту? Можно бы было смотреть фильм на втором мониторе, пока твои дроны разносят всех врагов в пух и прах? Определённо нет. Вместе с повышением наград за прохождение такие изменения ПВЕ сделали бы гораздо больше, чем любые дрифтеры. Они излечили бы не симптомы, а саму болезнь, и позволили бы экономике игры нормально функционировать. Впервые за много лет.
Что ж, в итоге я одобряю решение разработчиков организовать серверу "перезапуск". Оно действительно хотя бы на время остановит те губительные процессы, которые происходят в Еве. Но я абсолютно точно могу сказать, что текущих мер недостаточно. Игре нужна масштабная переработка той части, на которую долго никто не обращал внимания - переработка PvE. Оно должно стать сложнее, но при этом приносить большую прибыль. Если я окажусь прав, и разработчики действительно хотят снизить обесценивание игровых денег, заново открыть игру для новичков, то изменения фарма должны быть их следующим шагом. Иначе же на EVE Online можно будет с чистой совестью ставить крест.