Найти тему
Романгус

Почему Бог существует или как минимум это очень вероятно

Оглавление

Вопрос о существовании Бога с новой силой разгорается в 21-ом веке. Согласно исследованию Pew Research, количество американцев, не принадлежащих ни к какой религии выросло до 23% в 2014 году (и 33% из них вовсе не верят в Бога или что-либо сверхъестественное).

Ирония в том, что такое развитие событий случилось тогда, когда вероятность существования Бога с научной точки зрения выросла.

В 1960 году физик, а затем лауреат Нобелевской премии Eugene Wigner поднял фундаментальный вопрос: почему мир природы всегда, насколько нам известно, подчиняется законам математики?

pexels
pexels

Как утверждают такие ученые, как Philip Davis и Reuben Hersh, математика существует независимо от физической реальности. Задача математиков - раскрыть реалии этого отдельного мира математических законов и понятий. Затем физики применяют математику в соответствии с правилами прогнозирования и подтверждают данные, соблюдая метод научного познания.

Но современная математика обычно формулируется до того, как будут сделаны какие-либо естественные наблюдения, и многие математические законы сегодня не имеют известных существующих физических аналогов.

pexels
pexels

Например, общая теория относительности Эйнштейна 1915 года была основана на языке теоретической математики, разработанной 50 годами ранее великим немецким математиком Bernhard Riemann, которая не имела какого-либо известного практического применения ко времени своего создания.

В некоторых случаях физики также открывают математические законы. Исаак Ньютон считался одним из величайших математиков, а также физиков 17-го века. Другие физики искали его помощи в своих математических изысканиях, которые могли бы предсказать работу Солнечной системы.

Ньютон нашел ответ в математическом законе гравитации, частично основанном на его открытии в физике.

Однако в то время многие люди изначально сопротивлялись выводам Ньютона, потому что они казались «оккультными». Как два удаленных объекта в солнечной системе могли быть направлены друг к другу, действуя по точному математическому закону?

Действительно, Ньютон в течение своей жизни прилагал огромные усилия, чтобы найти естественное объяснение, но в итоге он мог сказать только то, что это воля Бога.

pexels
pexels

Несмотря на множество других огромных достижений современной физики, мало что изменилось в этом отношении. Как писал Wigner, «огромная полезность математики в естественных науках граничит с загадочным, и этому нет рационального объяснения».

Другими словами, существование Бога делает математические основы вселенной понятными.

В 2004 году великий британский физик Roger Penrose выдвинул видение вселенной, состоящей из трех независимо существующих миров - математики, материального мира и человеческого сознания.

Как признал Penrose, для него было полной загадкой, как эти три взаимодействуют друг с другом за пределами возможностей какой-либо научной или другой условно рациональной модели.

Как физические атомы и молекулы, например, могут создать нечто, существующее в отдельной области, которая не имеет физического существования - человеческое сознание?

Это загадка, которая лежит за пределами науки.

pixabay
pixabay

Эта тайна та же, что существовала в греческом мировоззрении Платона, который считал, что абстрактные идеи (прежде всего математические) сначала существовали вне какой-либо физической реальности.

Материальный мир, который мы ощущаем как часть нашего человеческого существования, является несовершенным отражением этих изначальных формальных идеалов. Как пишет в «Математике и Божестве» ученый древнегреческой философии Ian Mueller, царство таких идеалов - это царство Бога.

Действительно, в 2014 году физик Массачусетского технологического института Max Tegmark утверждает в «Нашей математической вселенной», что математика является фундаментальной мировой реальностью, которая движет вселенной. Как я бы сказал, математика действует как Бог.

Тайна человеческого сознания

pixabay
pixabay

Работа человеческого сознания также чудесна. Как и законы математики, сознание не имеет физического присутствия в мире; образы и мысли в нашем сознании не имеют измеримых размеров.

Тем не менее, наши не-физические мысли каким-то таинственным образом направляют действия наших физических человеческих тел. Это не более научно объяснимо, чем таинственная способность не-физических математических конструкций определять работу отдельного физического мира.

До недавнего времени непостижимое с научной точки зрения качество человеческого сознания препятствовало научному обсуждению этой темы. Однако с 1970-х годов оно стала ведущей областью исследований среди философов.

Один из главных атеистов в мире в 1991 году, Daniel Dennett, признавая, что он не мог примирить свой научный материализм с существованием не-физического мира человеческого сознания, сделал радикальный шаг, решив вовсе отрицать, что сознание вообще существует.

pixabay
pixabay

Другой видный философ Томас Нагель, полагая, как большинство людей, что такой подход совершенно неправдоподобный, писал в 2012 году, что, учитывая научно необъяснимый - «трудноразрешимый» характер человеческого сознания, «нам придется оставить [научный] материализм позади» как основу для понимания мира человеческого существования.

Как атеист, Нагель не предлагает религиозную веру в качестве альтернативы, но я бы сказал, что сверхъестественный характер деятельности человеческого сознания добавляет основания для повышения вероятности существования сверхъестественного бога.

Эволюция и вера

Эволюция является спорным предметом в американской общественной жизни. По данным Pew Research, 98 процентов ученых, связанных с Американской Ассоциацией Развития Науки, «верят, что люди эволюционировали со временем», в то время как только меньшинство американцев «полностью принимают эволюцию посредством естественного отбора».

pixabay
pixabay

Ряд разработок в эволюционной теории бросил вызов традиционным дарвинистским, а позднее и ново-дарвинистским взглядам, которые подчеркивают случайные генетические мутации и постепенный эволюционный отбор в процессе выживания наиболее приспособленных.

В 2011 году биолог-эволюционист Чикагского университета James Shapiro утверждал, что многие микро-эволюционные процессы работали так, как если бы они руководствовались целенаправленной «чувствительностью» самих развивающихся растений и животных.

«Способность живых организмов изменять свою наследственность бесспорна», - писал он. «Наши нынешние представления об эволюции должны учитывать этот базовый факт жизни».

Ряд ученых, таких как Francis Collins, директор Национального института здравоохранения США, «не видят конфликта между верой в Бога и принятием современной теории эволюции», как указывает Американская ассоциация развития науки.