Контрразведка белогвардейцев в период Гражданской войны часто представляется чем-то зловещим. Особенно это заметно и по советским фильмам. С детства помню фильм «Новые приключения неуловимых» и цитату оттуда «сам Леопольд Кудасов — начальник контрразведки армии». А дальше: шпики-ищейки, репрессии против красного подполья, конвои и следствия.
В реальности же все было несколько иначе. Контрразведка белых не могла прославиться своей орагнизованностью, особенно на востоке страны, где воевали армии Колчака.
Сам Верховный правитель об этом рассказал очень ярко. Ведь незадолго до расстрела Колчака иркутским Ревкомом его допрашивали. Стоит отдать должное, Александр Васильевич на допросах держался твердо и давал развернутые ответы даже на самые неприятные вопросы.
Колчак рассказывал, что ко времени его прибытия на теарт военных действий (осень 1918 года) местечковые контрразведки имелись в самых разных вооруженных отрядах противников большевиков.
Многие из этих полуповстанческих отрядов создавались стихийно, слабо контактировали друг с другом. Потому и контрразведка получаалсь своеобразной, безрассудной и скорой на расправу.
Сам Колчак отмечал, что в подобные организации попадали зачастую совсем «левые» люди, к органам правопорядка не имевшие вообще никакого отношения.
Естественно, что никакого общего штаба контрразведки у белых на тот момент не было. Потому каждый делал, что хотел. У лидеров тех или иных вооруженных отрядов было свое понимание слова «большевик». Иногда туда записывали бунтующих рабочих, или сочувствующих, или просто сводили личные счеты.
Самое интересное, что белогвардейцы во многом копировали тактику большевиков, которые ранее хозяйничали на проторах Сибири и Дальнего Востока.
Такие белые, как и отступившие красные, занимались достаточно неприглядными вещами. Ярким примером стали досмотры поездов: условные белогвардейцы просто останавливали поезда и осматривали их, с разной степенью тщательности.
Любого, кто чем-либо походил на большевика, сразу арестовывали. А порой — убивали. Впрочем, руководители белых отрядов поравдывали такое поведение тем, что «большевики первые начали».
Мол, это они стали уничтожать и арестовывать людей буквально «на глазок», применяли суровые меры. Если можно им, то почему нельзя нам?
Впрочем, досмотрами поездов дело, конечно, не ограничивалось... Продолжение следует...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.
У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.