В условиях современной реальности как никогда актуально обратиться к истокам, началам, традициям. Эндрю Марр, журналист телеканала ВВС, сказал такую фразу: «Традиция – это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме». Поразмыслив над этой фразой можно поставить несколько вопросов: каким образом можно одеть традицию в «полную парадную форму», обязательно ли прилюдно ходить для того, чтобы традиция оставалась таковой и действительно ли всякая традиция - это ностальгия. Если подумать, то всё, что окружает человека в условиях современного мира, это кем-то созданная парадная ностальгия. Это можно объяснить многовековой мудростью: всё новое – это хорошо забытое старое.
Отрадно наблюдать, что в наши дни возрастает интерес к декоративно-прикладному искусству, как к явлению культуры. В условиях бесконечного потока информации, которую становится всё сложней контролировать, человек испытывает большую необходимость в таком виде досуга, который мог бы избавить от напряжения, способствовал бы расслаблению организма в физическом и эмоциональном плане. Весь этот функционал содержится в декоративно-прикладном искусстве. Оно настолько разнообразно по своей сути, что подойдёт даже тому человеку, который не имеет большого художественного опыта. Именно многообразие этого вида искусства делает его одновременно и традиционным, берущим своё начало в глубокой древности, и новаторским, вбирающим в себя новые техники и технологии.
В нашей статье мы бы хотели рассмотреть новые техники и технологии ДПИ, которые применяются в художественной росписи ткани, на примере работ современных художников. Прогресс не стоит на месте, разумеется, мир искусства также перетерпел изменения. Это было необходимо, поскольку одна из функций искусства, имеющая цель показать реальное состояние общества по законам красоты, могла бы стать невыполнимой. В художественно-эстетической сфере стремление идти в ногу со временем привело к интенсивной переоценке классических ценностей, отказу от многих традиционных принципов создания произведений и поиску новых, адекватных самой эпохе научно-технического прогресса. Отметим, что к началу нынешнего века мы имеем целый ряд новых экспериментальных видов и жанров, которые теперь чаще называют арт-проектами и арт-практиками. К таким проектам относятся арт-объекты, артефакты, инсталляции, акции, , перформансы и т.п. Инновационное искусство XX в. провозгласило и во многом реализовало отказ от тысячелетних традиционных фундаментальных принципов: идеализации, символизации, выражения и обозначения-, тео- или антропоцентризма; от художественно-эстетической сущности в пользу активных поисков сущности новых, расширительных смыслов для понимания художественного творчества и его функций в культуре, так как и само искусство XX в., особенно со второй его половины, постоянно находится в поиске новых пространств. Кроме того, благодаря научно-техническому прогрессу, в арсенале художников появились новые техники и технологии, которые успешно можно реализовать в художественной росписи тканей, чтобы сохранить актуальность этого ремесла.
«Искусство необходимо не для того, чтобы объяснять вещи, но для того, чтобы поразить человека и активизировать все его органы чувств: зрение, слух, чувство равновесия...», - так сказал Йозеф Бойц, художник, создающий арт-объекты из предметов среды. Этими словами можно объяснить современное искусство, которое базируется на концепции, которая призвана удивлять зрителя. Она является ключом к разгадке любой инсталляции.
Многие художники-постмодернисты ещё больше шокируют зрителя, создавая арт-объекты, которые находятся за пределами станковизма и сферы классического эстетического опыта - энвайронменты - активные неутилитарные арт-пространства. Одним из таких материалов, используемых в энвайронментах, может стать батик с применением новых техник и технологий изготовления. Рассмотрим примеры, которые смогут подтвердить эту мысль.
Британская художница по текстилю Алиса Кеттль (Alise Kettle) создаёт необычные художественные панно с использованием техники лоскутного шитья.
Примечательно, что мастер в своих работах сочетает разные виды тканей, а также использует машинные стежки в качестве линий для изображения силуэта. Такая технология была выбрана с той целью, чтобы передать через материал художественный образ (состояние человека, изображённого на картинах мастера). Художница словно создаёт характер человека посредствам разнохарактерных лоскутков, а затем обрамляет его различными машинными стежками: длинными, прерывистыми, в несколько слоёв. Показывая, таким образом, что то, что видно снаружи человека - это только верхушка айсберга. Нужно стремиться внутрь человека – в его душу, чтобы узнать его истинное лицо.
Обратимся к другому примеру. Серия работ «Déjà Vu IV» 2011г., выполненная, художницей из Хельсинки Пией Маннико (Pia Männikkö), демонстрирует философские размышления о теле человека и пространстве, являющиеся отправной точкой в творчестве мастера.
Сопоставление пространства, которое занимают люди, и личного пространства человека, и попытки сделать видимым его шаблоны – вот что изображено в серии работ художника. Необычным является и выбор материалов - это тушь (ink) и тюль. Однако такой выбор материалов оправдывает творческую концепцию, выраженную автором работ. Тюль выражает идею пространства одновременно видимого и не видимого, и одинакового у каждого человека, однако то, как ведут себя люди в личном пространстве и по отношению к пространствам других людей, выражается с помощью туши (ink). Поскольку, являясь на светлом фоне контрастным чёрным, она делает человека и его поведение видимым. Поступки человека по отношению к себе и другим позволяют видеть человека насквозь. И даже название серии работ имеет в себе отсылку, что где-то это уже нам доводилось встретить.
В завершении, рассмотрим необычные текстильные панно художницы Лейсы Рич (Leisa Rich). Они выполнены в феноменальной технике, которую сама автор именует, как 3D-текстиль или машинная вышивка. Использование этой необычной технологии помогает добиться богатства текстуры, оно внушает зрителю ощущение, что внутри каждой мини-картины есть жизнь. Использование в своих работах разнообразия материалов: пластика, металла, ткани, войлока, нитей – это способ взглянуть на вещи под другим углом. Концепция данной работы заключается в том, чтобы люди, переставляя мини-картины местами, общались друг с другом, узнавали мир другого человека и из ничего, подобно тому, как автор создаёт картины из, казалось бы, несочетаемых вещей, творили свою историю, которая даст начало новой жизни.
Подводя итог, хочется отметить, что анализ примеров работ художников, работающих в разнообразных техниках и использующих инновационные технологии в художественной росписи тканей, даёт отличную почву для разработки персональной оригинальной задумки. Поскольку, как мы смогли убедиться, не представляется проблемой использовать нетрадиционные материалы в работах, художественный образ в искусстве батик возможно исполнить более точно, согласно задумке, которая требует определённых новшеств для выражения своего характера. Научно-технический прогресс способствует производству различных новых материалов, и также концептуальный взгляд на вещи перетерпел изменения, вследствие этого стало возможным создавать произведения из, казалось бы, нехудожественных материалов.
Большое значение приобретает концепция, которую задумал автор произведения. Тот посыл, который закладывается в фундамент всей художественной задумки, определяет и выбор материалов, и то, в какой технике следует выполнять роспись изделия, и даже то, каким образом будет экспонироваться данное произведение.
Использование концепции произведения в технике художественная роспись ткани создаёт гармоничное настроение, которое передаётся зрителю и оставляет отголоски в его душе. Таким образом, можно выделить формулу актуальной на сегодняшний день работы в технике художественная роспись ткани, которая состоит из оригинальной концептуальной авторской задумки, новых материалов и нетрадиционных техник исполнения, с использованием оригинального способа демонстрации самой работы.
Авторы: Букатова В.В., Игнатова А.С.
Список использованных источников
1. Маньковская Н.Б., Бычков B.B. Современное искусство
как феномен техногенной цивилизации / Н. Б. Маньковская, В. В. Бычков. – М.: ВГИК, 2011. — 208 с.
2. Стоку С. Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. Практическое руководство / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Никола 21-й век», 2006. — 96 с.
3. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория/ В. П. Шестаков. – М.: Наука, 1973. — 256 с.
4. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг [ и др. ]. - 2-е изд. — М.: Медков С. Б.; Серебряные нити, 2006. — 352 с.