В современном мире человека окружает нескончаемый поток данных, который часто с трудом удается контролировать. Однако, явно или подспудно, этот поток оказывает на нас воздействие: через рекламные образы, товары в магазинах, интернет и телевидение. И это откладывает большой отпечаток на наше мировоззрение и мировосприятие не только на бытовом уровне, но и на уровне восприятия современного искусства.
Современное искусство бесспорно ведёт диалог со зрителем. Однако на определённом этапе может происходить непонимание смыслов или отторжение от форм современных арт-объектов. И моментально следует негативная реакция: отрицание или неприятие.
Именно в этот момент возникает проблема: как интерпретировать то, что зритель только что увидел. Для того чтобы разобраться в трудностях понимания современного искусства, необходимо определить – что же означает этот термин.
Под современным искусством подразумевают произведения, созданные после 1970-х годов и до нашего времени. Художники используют актуальные изобразительные материалы и поднимают важные для своего времени темы, отличающиеся от тех проблем, которые могли использовать в своих работах мастера ушедших эпох. Кроме того, сейчас расширилась область работы художника: появилась возможность создавать инсталляции, пространственные объекты, видео-арт, экспериментировать со звуком или участвовать в перформансах [3].
Также, стоит отметить, что изменились, прежде всего, задачи искусства: если раньше художник стремился в точности передать окружающую действительность, то теперь момент времени фиксирует техника - фотоаппарат.
Именно это и побудило художников посмотреть на опыт художественного творчества под другим углом. Так появился модернизм, который экспериментировал с формой и средствами самовыражения, пытаясь выразить особое видение мира. Примечательно, что для создания своих творений художники привлекали дополнительные средства, будь то музыка, или определённые вещества. Это было необходимо, чтобы погасить некоторые рецепторы в организме и воздействовать на оставшиеся, чтобы в итоге получить необходимый результат.
С 1945-1970-х годов художники трудились над сознанием послевоенного искусства. Первая мировая война (1914-1918 гг.), на которую художники отреагировали появлением дадаизма и экспрессионизма, с помощью чего они эпатировали публику и пытались непосредственно эмоционально воздействовать на зрителя. В России Октябрьская революция 1917 года спровоцировала появление авангарда, нового искусства, которое свободно от имперского прошлого.
Ярким представителем авангарда в России является Казимир Малевич. Его «Чёрный квадрат» до сих пор будоражит умы люд. Ведь многие не считают его творение произведением искусства.
Но в данной картине заложен глубокий смысл. «Чёрный квадрат» был воплощением супрематизма - направления в искусстве, придуманном Малевичем. Оно означает «доминирование», то есть превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Это беспредметная живопись, и квадрат в ней означал «нуль форм», то есть абсолютную, совершенную форму [1].
Понятие «нуль форм» (nihil - ничто) олицетворяет конец традиционного предметного мышления художника и начало нового беспредметного искусства, точка нулевого отсчёта. Примечательно, что на самом деле «Чёрный квадрат» является четырёхугольником, то есть он не имеет прямых углов. Так было специально задумано художником – создать динамическую, подвижную форму.
Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.), Вторая мировая война (1939-1945 гг.), холокост и его последствия – всё это, безусловно, повлияло на художников со всего мира: на всех, кто столкнулся с этими происшествиями. Художники с еврейскими корнями пытались осмыслить произошедшее, они несли на себе тяжёлое бремя скорби.
Эта скорбь и по сей день откликается в работах художников всего мира. Также, существует много примеров городских скульптур, инсталляций и арт-объектов на эту тему. Таким образом авторы работ привлекают внимание горожан, туристов, молодых людей, и показывают, что с этим грузом прошлого мы все сталкиваемся каждый день [1].
Помимо глобальных трагических событий, развитие технологий, а именно изобретение всемирной паутины в 1989 году, также способствовало появлению нового искусства. Художники стали экспериментировать с цифровыми технологиями и результаты этих проб стали переносить в материальную сферу. К такому примеру можно отнести такое направление как поп-арт. Его яркие представители– Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн. Одним из основных приёмов поп-арта стало соединение различных предметов печатной продукции. Художник Клас Олденбург, к примеру, создавал поп-арт скульптуры [3].
После событий 11 сентября 2001 года на первый план в искусстве художников ХХI века стали выходить проблемы глобальной незащищённости и неоправданной жестокости. Конфликты между соседними государствами побудили художников всё больше говорить о своей национальной идентичности, а также проблемах малых народов. Всё чаще поднимаются такие темы, как национальная память, деформация культуры, проблема беженцев, загрязнение окружающей среды. Чтобы привлечь внимание к этим проблемам художники создают граффити, перформансы, инсталляции, городские скульптуры. Одним из тех, кто активно выступает за привлечение внимания к проблеме беженцев, мирового террора, - это Бенкси. Про художника мало что известно, поскольку он скрывает свою личность, но его работы высоко ценятся [2].
С уверенностью можно сказать, что современное искусство зачастую отторгается многими людьми. Происходит это потому, что большинство из нас не научились читать работу на том языке, на котором она написана.
Многие ищут традиционных и понятных решений. Поскольку современное искусство отражает состояние общества в наши дни, средства выражения поменялись. И зритель не перешёл черту от традиционного способа приобщения к искусству к современному. В то же время, для понимания современного искусства важен контекст. Для корректного понимания этого контекста от зрителя требуется поиск дополнительной информации [1].
Стоит сказать, что современное искусство обросло мифами и предрассудками. К примеру, что «современный художник не умеет рисовать, и у него нет образования». Чтобы устранить этот довод необходимо обращать внимание на технику, в которой работает художник. Ведь, если он занимается видео-артом, то его основной инструмент – это программы на компьютере. Главное – это иметь чёткую идею в голове и суметь её выразить.
Другой пример, возмущение от того, что «художник сам не трудился над работами». Таким способом художники хотели поменять представление о том, как произведение искусства может быть создано. Замысел становится первостепенным и может быть передан не привычными методами [3].
Если говорить о том, каким же образом понимать современное искусство, то в самом простом варианте зритель воспринимает его по принципу «нравится – не нравится». Однако, это лишь его собственный эмоциональный фон. Если обратиться к психологии восприятия творчества, то можно сказать, что те образы, которые зритель наблюдает в произведении, он проецирует на себя, чтобы понять логику произведения. Зачастую, такое проецирование может происходить с нарушениями или путём подмены понятий. Ведь, каждый человек по-своему понимает то, что видит вокруг. Что происходит в силу дифференцированного опыта, образования, мировоззрения человека. Также, существуют определённые предрассудки, которые связаны с психологией восприятия творчества. К примеру, объектами искусства становятся новые художественные формы или нетрадиционные позы моделей. Нередко, художники пытаются передать задумку своего творения, воздействуя на обоняние, вкус, слух, осязание, привлекая механизмы памяти и вызывая ассоциации.
За ним следует этап изучения искусства. Для этого необходимо посмотреть на произведение современного искусства и расслабиться. Затем, попытаться ответить самостоятельно на ряд вопросов: что мы видим перед собой; из каких материалов, и в какой технике выполнена эта работа (не лишним будет узнать год создания произведения); как целиком можно описать то, что мы видим перед собой; какие эмоции вызывает эта работа, какие смыслы мы можем считать.
Отвечая на эти вопросы, мы становимся ближе к пониманию современного искусства - появляются детали, которые помогают интерпретировать то, что пытался донести до нас художник. Также чтение объяснений к работе (экспликаций), биографии художника поможет приблизиться к тому замыслу, который был положен в основу работы, понять ее контекст. Поначалу, взаимодействие с современным искусством может показаться не таким лёгким, но постепенно это даст эффект [3].
Обратимся к примеру-скульптуры современного американского художника Джеффа Кунса. Сегодня его произведения искусства в направлениях пап-арта и китча в сочетании с концептуализмом оценивают высоко. Художник обращается к предметам общего потребления. Он использует нержавеющую сталь, покрытую глянцем, что, по его мнению, делает монументальные работы на вид лёгкими и почти прозрачными. В 1990-е годы он создал серию скульптур, имитирующих игрушки из продолговатых воздушных шариков. Такие игрушки делают для детей, их изготовление не занимает много времени, и, как правило, такие вещи не долговечны.
Но именно это и берётся в основу концепции, если заменить резину и воздух на нержавеющую сталь, то такая игрушка будет долго служить. Такие скульптуры художник размещает в городской среде, делая искусство доступным для всех людей. Смысл его творения можно объяснить следующим образом: это попытка эпатировать публику, ведь городские скульптуры – это способ задать настроение пространству, в котором они расположены. Такие стальные игрушки будут служить намного дольше своих резиновых сородичей, да и своим видом они порадуют не только детей [1].
Подводя итог, хочется сказать, что современное искусство – это искусство, которое побуждает зрителя думать, рефлексировать. Зачастую, способ воплощения, который выбирают художники нетрадиционный – необычные материалы, простота и изящество задумки могут поразить или шокировать зрителя, но не оставить его равнодушным. Современное искусство бросает вызов современному обществу, и этот вызов стоит принять.
Авторы: Букатова В.В., Игнатова А.С.
Список литературы
1. Арутюнова А. Арт-рынок в ХХI веке: пространство художественного эксперимента/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. – 232 с.
2. Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / У. Гомперц; [пер. с англ. И. Литвиновой]. – М.: Синдбад, 2016. – 464 с.
3. Гущин С., Щуренков А. Современное искусство и как престать его бояться /С. Гущин, А. Щуренков. – Москва: «Издательство АСТ», 2018. – 135 с.