Карма! Штуковина, о которой говорил еще великий и ужасный Алонсо, работает в обе стороны, и последние две гонки – превосходное тому подтверждение. Мы потихоньку прошли все пять стадий горя, от отрицания до принятия, но продолжали смотреть этот ужасающий сезон с давно понятной концовкой. И, кажется, нам воздалось.
В принципе, борьбы двух пилотов Mercedes на первых кругах уже хватило бы для неплохой дискуссии и щедрой порции лайков этому Гран-при. Мы крайне редко видим, как две серебристые машины по-настоящему гоняются друг с другом, а когда это все-таки происходит – как правило, заканчивается в пользу Хэмилтона. А тут случилась шикарная контратака Боттаса – и, с учетом героически вырванного поула, к фамилии финна снова захотелось приписать потерянное было «2.0». Только гонку Валттери все равно не выиграл бы. Ни при каких раскладах.
Даже если обоих пилотов Mercedes изначально готовили к одинаковой тактике, на дистанции все перевернулось с ног на голову. Валттери действительно собрался на два пит-стопа, рано переобувшись с медиума на медиум и автоматически подписав себя еще на один визит в боксы. Но Льюис-то продолжил ехать – и даже без сейфти-кара уже точно выходил на единственную остановку с последующим отрезком на харде до финиша. И здесь кроется самый главный вопрос всего этапа.
Каким образом Хэм на пожилых жестких шинах умудрился перехватить лучший круг у Боттаса на свежих мягких?
Возможных теорий столько, что конспирологов не напасешься: от банального непопадания в рабочий диапазон шин до бешеного превосходства Льюиса над всеми, включая напарника – и вот тогда воображение рисует страшное. Что если взлеты и падения заранее и тщательно срежиссированы ради хоть какого-то саспенса, а Льюис сейчас просто случайно спалился? Не бывает таких разрывов на идентичной технике, говорите? Ну, спросите у Кубицы. Или у Гасли. Да у самого Боттаса, в конце концов. Но верить, разумеется, надо в первый, технически-спортивный вариант, иначе наши с вами воскресные бдения напрочь потеряют смысл.
А бдеть однозначно надо. Да, примерно после Франции окончательно развеялись сомнения, что титулы снова уходят к понятной команде и понятному пилоту (господи, да я брошу пить и начну бегать по утрам, если окажусь неправ!), зато борьба Ferrari и Red Bull начинает приобретать просто восхитительные очертания. Ну, точнее, одной конкретной Ferrari и одного конкретного Red Bull.
Вполне вероятно, спортивные историки будут писать об этих днях как о зарождении эпического противостояния двух великих чемпионов. Скорость машин сейчас как раз такова, чтобы Ферстаппен и Леклер раз за разом сходились в очных схватках, и если в Австрии монегаск несколько растерялся от голландской наглости, то в Британии он уже знал правила игры. Принял их и почувствовал вкус крови.
Попытка описать словами поединок Шарля и Макса будет сродни пересказу боевика с Джеки Чаном: он ему такой ннна, а потом бац, а потом еще с разворота вот так вот хрясь!.. Короче, надо смотреть, пересматривать и надеяться на многочисленные продолжения, которых эта история просто не имеет права не получить.
И спасибо стюардам, что перестали страдать фигней и дали-таки пилотам бороться: последние две гонки создали отличный прецедент, после которого уже никто не станет ныть в стиле: «А почему его не наказали, как Феттеля в Канаде»? Потому что это автоспорт, ребятки, и он должен быть таким – благо, виртуозных исполнителей хватает. Помимо вышеназванных парней, это еще и Норрис, и Сайнс, и Рикьярдо – а если анализировать не только Сильверстоун, то к ним добавятся как минимум Райкконен и Квят. И вот если все они перестанут бояться абсурдного судейства и будут полностью уверены в своем праве на гонки – только представьте, сколько красоты мы можем получить!
Но штрафовать, конечно, тоже надо – за непрофессионализм, граничащий с идиотизмом. И это про Феттеля, который закапывает себя все глубже. Это уже не косяки, не невезение, а системная проблема, стабильно воспроизводящаяся раз за разом: как только Себу приходится с кем-то бороться, он обязательно ошибается и убивает гонку. Хорошо, если только себе. По концентрации таких эпизодов немец давно опередил Грожана и Мальдонадо в их лучшие годы, не говоря уж о «Торпеде».
Заслуживает ли Феттель места в топ-команде? Похоже, риторику пора менять: уровень ли это Формулы-1 в принципе? И показательно, что сам он сменил тональность комментариев со «все нормально» на «пожалуй, могло быть и лучше»: на языке Формулы-1 это уже почти что крик отчаяния. Стрельнул бы Себ у коллег контакты психологов, что ли, а то впереди Германия с крайне травматичными прошлогодними воспоминаниями…
Вообще, многим в пелотоне нужна основательная встряска. Например, пилотам Haas, умудрившимся столкнуться на первом же круге и впоследствии дружно сойти. С учетом череды провальных гонок и безумия вокруг титульного спонсора Rich Energy Lightning Volt, все, о чем мы просим – это о человеке, который просто ходил бы за Гюнтером Штайнером и записывал все, что тот говорит. Можно будет издавать отдельной книгой категории 18+.
Надо что-то делать и со Строллом, до сих пор ни разу не вышедшим даже из Q1 (хотя что с ним сделаешь в папиной команде?), и с Джовинацци, который вроде подразогнался, но до Райкконена (терявшегося на фоне такого Феттеля!) пока не дотягивает. Зато вылетает, тем самым призывая сейфти-кар – и вот за это спасибо.
Кому-то – например, Норрису – машина безопасности подкузьмила по полной, зато она сыграла на руку Даниилу Квяту. Прорыв с семнадцатого места на девятое выглядит супергероическим, но если рассуждать трезво, то ехал россиянин не гениально, а просто очень хорошо. На трассе Даня обогнал гонщиков Williams (не считается), а также как раз Джовинацци и Стролла, остальное – тактика и многочисленные проблемы у соперников: минус два Хааса, минус Феттель, Перес со сломанным крылом, Албон на изношенных шинах, Халк с поперхнувшимся мотором – и вот он, результат. Критикую? Ни в коем случае, ведь хороший гонщик должен быть не только быстрым, умным и стабильным, но и везучим. И, тьфу-тьфу-тьфу, Даня вроде бы прокачал и эту область тоже.
Вот только в Red Bull ему не нужно ни после летнего перерыва, как некоторые предполагают, ни даже в следующем году. Только не теперь, когда у Ферстаппена появился personal rival, на борьбу с которым будут пущены все силы – и его, и команды. Даже если в Быках нет умышленного фаворитизма, это произойдет чисто подсознательно – а Даня, каким бы молодцом ни был, вряд ли сможет убедительно одолеть Макса, пребывающего на пике формы и мотивации. Поэтому лучшая тактика – остаться в Toro Rosso и ждать хорошего шанса, тем более что снизу не подпирает очередь из молодых дарований.
Да и наверх, глядишь, перестанет «засасывать»: Пьер Гасли вдруг перестал разваливаться на части, перезагрузился и выдал очень даже крепкий этап. Разовая это акция или нет – скоро узнаем, но именно такой уровень выступлений требуется от второго пилота Red Bull: в шаге от напарника, собирая максимум очков под заданной им планкой. И если так продолжится, то проблем не будет ни у команды, ни у Пьера, ни у Макса. Здесь и сейчас у него вообще одна-единственная проблема – обаятельный парень в красной машине. И увидеть, как эти двое продолжат выяснять отношения – главное ожидание от следующего этапа. Забудьте про доминирование Mercedes. Настоящая Формула-1 возвращается.