Приветствую!
Сегодня хочу поделиться своим оригинальным решением по составлению распорядка дня для школьника, который учится дома. Но не для того, чтобы он пылился на стенке, а чтобы реально работал и помогал вашему ребёнку. Да и вам тоже.
Зачем вообще нужен режим?
Даже, если у вас уже большой и достаточно ответственный подросток (как в моём случае), ему всё равно нужны рамки. Но не те, что ограничивают его свободу, а такие, которые напоминают о том, где заканчивается одно действие и начинается другое.
Мне как-то написали в комментариях:
«Обычная школа дает то, что ни одна школа не даст — контроль за Вашим ребенком.»
А вы мне ответьте на простой вопрос: вот этот самый контроль... он кому нужен и зачем?
Мы же не домашнего питомца пристраиваем на время, а ЧЕЛОВЕКА растим... как никак.
И я лично за то, чтобы учить детей САМОконтролю, САМОдисциплине, САМОорганизации...
Никакой школе всё это не нужно, а вот для каждого родителя — это одна из первостепенных задач. В моём случае этот список продолжается ещё и обучением сына САМОзанятости. Своими соображениями на этот счёт поделюсь в другом посте.
А сейчас вернусь к распорядку дня, который служит отличным инструментом для обозначенных выше задач воспитания!
Разворачиваем день на бумаге. Почему планирование по-горизонтали лучше работает?
Вот как у нас это выглядит (со смартфона может быть не очень хорошо видно, ниже я покажу крупно каждый блок):
Как видите, это не привычный распорядок дня.
Все, кто пробовал когда-либо соблюдать режим, помнят, что он может отлично работать с утра, но чем ближе к вечеру, тем меньше его придерживаешься.
По крайней мере, у меня так и было.
И хотя в реальности, возможно, именно во второй половине дня могли быть запланированы серьёзные мероприятия, но...
Психологически я воспринимаю те дела, что стоят первыми в распорядке, как более важные и обязательные к выполнению, а спускаясь вниз по списку, значимость их (в моём восприятии) снижается.
Кроме того, когда я вечером выбивалась из режима, с каждым утром было всё сложнее и сложнее начинать день, как планировала.
Я заметила, что не одна такая, и у Артёма всё то же самое происходит.
Любой (даже самый замечательный и мягкий) режим быстро становится чем-то лишним, и даже раздражающим. Ведь он наглядно демонстрирует его владельцу, что тот занимается не тем, чем следовало бы. Давит на совесть, зараза!
Кому это понравится? Вот-вот.
И мы объявляем, что... «Режим — это не моё! Я что в армии что-ли? Нет! Всё это ограничивает мою свободу!»... ну и всё в таком духе :)
На самом деле, проблема не в наличии распорядка как такового, а в том что составили мы его неправильно.
Важно помнить: мы распределяем не дела, которые нужно сделать за день, мы распределяем свою собственную жизнь!
Когда я придумала планировать день по-горизонтали, решила сразу две задачи:
- Важнейшие для меня вещи, всегда в фокусе моего внимания. Это даёт понимание того, чем наполнена моя жизнь.
- Психологическое восприятие значимости каждого дела сохраняется в течение всего дня. Вечернее время проводится не по остаточному принципу, а наполнено свежей энергией и смыслом.
Как же этого добиться?
Три в одном: режим дня, чек-лист и личный дневник
Артём не вешает свой распорядок дня на стенку, а использует одновременно и как чек-лист на каждый день, и как личный дневник.
Составляли мы его вместе, большей частью сын сам со всем определился, я же всё это оформила в систему.
Всю активную часть суток мы делим на четыре блока, по четыре часа каждый:
1 БЛОК - в фокусе ТРЕНИРОВКА:
2 БЛОК - в фокусе ШКОЛА:
3 БЛОК - в фокусе ТАЙГЕР (Тёмин щенок немецкой овчарки):
4 БЛОК - в фокусе ДРУЗЬЯ:
Такой подход в планировании у нас обоих отлично работает. В следующих постах из этой серии расскажу, по какому принципу Артём ведёт на этих же листках свой Личный дневник, и как работает чек-лист.
Оцените пост и подпишитесь на канал «Дневник мамы онлайн-школьника»