Мне повезло. Болезнь под названием "гитаризм" накрыла меня с головой в те благодатные годы, когда на музыкальном рынке стали появляться вполне пригодные для игры музыкальные инструменты. То есть, условно говоря, выбор был. Вот только денег, как водится, не было. Посему с изделиями советской оборонной музыкальной промышленности довелось мне быть знакомым не понаслышке. Шёл 2002-й год - год моего восемнадцатилетия. Вирус рок-н-ролла к тому времени уже прочно поселился в голове и хотелось не только слушать, но - играть. А играть, как водится, было не на чем. То, что я тогда видел в музыкальных магазинах, казалось недостижимыми профессиональными инструментами (в эпоху недоразвитости интернета и условной изолированности от гитарного сообщества уровень инструмента определялся для меня исключительно и только ценником, который, впрочем был не настолько велик, насколько пустынны были карманы). Печальным итогом моих мытарств стало приобретённое по случаю за условно приемлемые в ту пору для меня 500 рублей акустическое нечто радикального чёрного цвета, представлявшее собою результат хитрого симбиоза корпуса от семиструнки и грифа от шестиструнной гитары с чудовищной толщины струнами, взятыми, к тому же, из разных комплектов, каковые моя мама тут же метко окрестила "проволокой". Впрочем, помимо чисто финансовой составляющей, был в приобретении вышеозначенного безобразия и иной сакральный смысл. Я не знал тогда, насколько долгим будет мой интерес к инструменту и тратить деньги, которых не было, на приобретение более дорогой гитары я считал непозволительной роскошью. Как стало понятно спустя время, интерес мой был просто фантастическим, ибо вновь обретённый Франкенштейн к занятиям, а уж тем паче, достижению в оных каких-либо успехов, прямо скажем, не располагал.
Начиная эту заметку, я обмолвился о том, что это было время, когда у музыкантов имелась возможность выбора. Впрочем, могу предположить, что возможность сия не только в моём случае упиралась в бюджет, а точнее оного фактическое отсутствие. Ибо появлявшиеся на полках магазинов с завидной регулярностью бас-гитары "Кавказ", которые в своё время производились в Ростове в совершенно неприличном количестве, со столь же завидной регулярностью с этих полок и исчезали. И это несмотря на наличие нестандартного уже по тем временам пятиштырькового разъёма СГ-5 и прочих прелестей, обусловленных спецификой полёта мысли советских инженеров-гитаростроителей. Всем тем, кто вкусил нелёгкого хлеба обладания результатом их трудов неправедных, посвящена уникальная энциклопедия "Электрогитара в СССР", вышедшая в нынешнем году.
Как отмечают в начале книги сами авторы, долгое время фундаментальных трудов по истории отечественного гитаростроения, по сути, не было и издание это призвано было заполнить вышеозначенный пробел.
Книга состоит из двух больших частей. В первой из них раскрывается краткая история отечественной гитарной промышленности от самых истоков до прекращения производства уже в постсоветские годы. Вторая часть содержит обзор инструментов, производившихся с конца 1950-х годов в нашей стране, причём внимание уделено не только массовым моделям, но и опытным образцам и инструментам, выпускавшимся малыми тиражами и по специальному заказу.
Обычно чтение энциклопедий бывает несколько скучноватым, но только не в этом случае. Погрузившись в мир советского гитаростроения, я вынырнул из него спустя три дня, с удивлением отметив для себя, что этот, весьма солидный, фолиант за столь короткое время был буквально мною проглочен.
К числу достоинств энциклопедии могу отнести её фундаментальность, огромный объём проделанной авторами работы, великолепное качество полиграфии и цветных иллюстраций. Книга издана в двуязычном формате и может быть (а я уверен - будет!) интересна в англоговорящем мире. Издание содержит невероятное количество интересной информации и займёт достойное место как на полках коллекционеров, так и тех, для кого советские гитары стали частью их личной истории.
В среде современных музыкантов бытует масса мифов об этих инструментах, часто необоснованных, а часто просто гиперболизирующих реальное положение вещей. И если в целом можно говорить о том, что гитары эти зачастую были малопригодны для музицирования, то это всё-таки взгляд из века XXI-го. В то же время немало, думаю, найдётся музыкантов (в том числе - профессионалов, к числу которых относится, в частности, очень уважаемый мной Сергей Маврин), для кого эти гитары - не просто часть истории, но и вполне рабочий (хотя и сильно модифицированный) инструмент. Да что там говорить... Даже я, человек, в целом не склонный к ностальгии, добрым словом вспоминаю того моего первого Франкенштейна (который, к слову, жив и функционален до сих пор в той мере, в какой он вообще был функционален изначально) как минимум за то, что благодаря ему я сделал свои первые шаги в музыке. И можно долго рассуждать о том, что, окажись в моих руках тогда сразу хороший инструмент... Если бы, да кабы. Советские гитары - часть нашей истории и лично я очень благодарен авторам книги за возможность узнать о них подробнее.
Подписывайтесь на канал Рок-н-ролльное чтиво, ставьте лайки, комментируйте, делитесь публикацией на своих страницах в соцсетях!
Автор: Павел Краснокутский
Фото: Yandex
Моя группа ВКонтакте:
https://vk.com/clubapologetofrock
Моя страница на Стихи.ру: https://www.stihi.ru/avtor/apologet666
Подписывайтесь на мои ресурсы в сети:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5c8a728bcace0e00b41b48a3
Instagram: https://www.instagram.com/apologetofrock/
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCSFwAoc1d3vbEFEuaeZ8RUA
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100008336283503