Со школьной скамьи нас учили, что славяне всегда обладали исключительным свободолюбием. Бесспорно, понятия «свобода» и «суверенитет» для нашей страны не пустой звук. Это было многократно доказано на полях сражений. Но, всегда ли было так? Я имею ввиду то, что любая языковая общность проходит стадии рождения, роста и развития, старения и гибели. История древних народов этому свидетель. На всех ли этапах своей истории славяне обладали таким качеством?
Как правило, возникновение этнонима «славяне» возводят к таким понятиям, как «слава» или «слово». Уж не знаю о какой славе может идти речь в эпоху возникновения этнической группы славян, когда уже существовали мощные империи римлян и греков, а в лесостепной и степной зонах господствовали кочевники. И вся слава доставалась им. Да и понятие «слово» никак не может претендовать на корневую роль этого этнонима по причине того, что на тот период славяне не имели письменности и не несли какие-либо идеи другим народам. Может существуют еще какие-нибудь варианты, но я остановлюсь на том, который для меня кажется самым убедительным. При работе с этимологией слова «славяне», для себя выяснил, что на греческом языке существует слово «σκλάβος», которым и обозначали славян. В латинский язык оно перешло в форме «sclavus». Уже позже, в период распада латинского языка на современные европейские, это слово стало звучать в английском, как «slave», в немецком «sklave», во французском «esclave», итальянском «slavo». Разбираясь со значением этих слов в переводе на русский, я пришел к субъективному «открытию». Впрочем, я предоставляю вам возможность самим выяснить значение этого слова. Для этого вбейте в Яндекс-Переводчик слово «славяне», например, на английском. Сделали? Ну и каков результат? Можете повторить это с другими языками. А теперь вбейте на русском слово «раб» и посмотрите его перевод на английском. Получилось? Как Вы объясните тот факт, что «раб» и «славяне» на европейских языках звучат одинаково? Совпадение? Возможно. Но если к этому подойти разумно, - только преобладанием славян в общей массе рабов на рынках работорговли в Византии. Свидетельств тому множество. Так известно, что князь Святослав «обосновал» попытку переноса столицы из Киева в Переяславец: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Как видно, рабы были одним из главных товаров экспорта. Другим свидельством является существование рынка славянских рабов в Константинополе, торговля славянами в Булгаре и Итиле, существованием Холопьей улицы в современном Новгороде и уходящей корнями в X век. В этом вопросе, работорговля славянами на Руси и на побережье Адриатики (IX-X века) опережала таковую в других славянских странах: Чехию, Польшу, Сербию и других странах. Бесспорно, среди рабов были и представители других народов, но, именно славяне стали ассоциироваться с рабами для рабовладельческих империй, что, возможно, и легло в основу понятия «славяне».
Остается добавить авторитетное мнение историка В.О. Ключевского, которых считал, что на протяжении многих веков рабство и работорговля являлись для России могущественным рычагом народного хозяйства.