Наверно если не все, то многие слышали выражение "иезуитский", данное прилагательное используется чаще всего в значении - "лицемерный, хитрый, двуличный, коварный". Так кто же такие иезуиты, и откуда есть пошли они по миру?
Доброго времени суток, камрады, с вами Имперский штурмовик и сегодня мы поговорим о иезуитах, а точнее о том, как и когда, а главное - благодаря кому возник этот, весьма католический орден с весьма неоднозначной репутацией.
Итак, знакомьтесь - Игнатий де Лойола, в миру Иньиго Лопес де Лойола (фото можете увидеть выше). Родился наш герой в 23 октября 1491 года в поместье Касса-Торре-де-Лойола близ Аспейтии, в провинции Гупускоа, что в тогда ещё только идущей к тому чтобы стать частью Испании Кастилии. Тут надо отметить, что хотя династический брак Изабеллы I Кастильской и Фердинанда Арагонского состоялся ещё аж в 1469 году, за двадцать два года до рождения нашего героя, формально Испания стала единой страной только в 1516 году, когда наш герой был уже вполне себе взрослым мужчиной. Ну да вернёмся к семейству Лойола - оно было во-первых баскским, во-вторых знатным, а в третьих - очень многодетным, маленький Иньиго был по неподтверждённым данным тринадцатым ребёнком в семье из четырнадцати. Но так уж вышло, что в 14 лет наш герой остался без родителей, и ему пришлось думать над тем, как жить дальше. Правда, ту т возникает путаница - некоторые учёные считают, что последователи Лойолы несколько .... приукрасили его биографию, и родители нашего героя здравствовали ещё долго после его четырнадцатилетия. Но как бы то ни было, к счастью для нашего героя, связи решают всё - и старший брат устроил Иньиго не куда-нибудь, а пажом к самому Иоанну Веласкесу, главному казначею Фердинанда Арагонского. Получив столь тёплое местечко, Иньиго перебрался ко двору и начал служить, попутно обучаясь искусствам, которые должно знать каждому благородному идальго - чтению, письму, игре на мандолине, верховой езде и фехтованию.
Итак, наш герой рос и мужал, и развивался. Имел успех у дам, славился как красивый, остроумный молодой человек, к тому же отчаянный дуэлянт - впрочем, так ли это было на самом деле никто точно не знает. В любом случае, достигнув совершеннолетия, Иньиго поступил на военную службу, а тут как раз и случай отличиться представился - битва при Памплоне. У этой битвы есть предыстория - понимающий, что скоро ему наступит каюк император Священной Римской Империи Максимилиан I хотел видеть на троне этого большого государства представителя династии Габсбургов, поэтому "топил" за испанского короля Карла V, Это очень не нравилось французскому королю, Франциску I, который сам был не прочь отхватить столь лакомый кусок и скромно предложившему альтернативную кандидатуру на трон императора - себя любимого. У Карла были проблемы с тогдашним Римским папой, Львом X и Мартином Лютером . Папе активно не нравились войска испанцев у себя под носом, в Неаполе, и он поддержал французского короля, а немецкий курфюрсты колебались, требуя взяток. Французы предложили по три миллиона, но перезаняв, Карл смог перебить ставку. А для верности ещё и привёл с собой войска к месту заседания, так сказать "Я всегда с собой беру, личную гвардию" - и его тут же избрали. Естественно, Франциск обиделся - и всё это вылилось в Итальянскую или Четырёхлетнюю войну.
С самого начала весы качались то в одну, то в другую сторону, и одним из таких "колебаний" и стала битва при Памплоне. Французский полководец Андре де Фуа с 12 тысячами пехотинцев взял 15 мая 1521 года пограничный город в Наварре, Сен-Жан-Пье-де-Пор. Антонио Манрике де Лара, вице-король Наварры и герцог Нахера (это не мат, а такое владение), под руководством которого и служил Иньиго, смотал удочки и бежал, население Памплоны, симпатизировавшее французам, восстало и наш герой с горсткой солдат оказался заперт в цитадели города. На предложение сдаться крутил французам кукиш и кричал отказ нехорошими испанскими словами. Французы пожали плечами, сказали "Пуркуа па?" и пошли на штурм. В результате штурма наш герой был сильно ранен в обе ноги, одну изувечило, а вторая была перебита и попал в плен. Французы отнеслись с пониманием и уважением, подлатали и отправили в родной замок, восстанавливать здоровье.
И вот тут происходит событие, после которого в пору сказать - "Вот это поворот"(с). Чтобы добраться до замка, Лойоле сделали операцию, но всё пошло плохо, причём настолько, что ему прозрачно намекнули - пора исповедоваться и готовиться ко встрече покровителем рода Лойола, Святым Петром. Что Лойола и сделал - и ему стало лучше. Причём так лучше, что он согласился на вторую операцию, более трудную - и смог выжить. Проходя курс реабилитации, Лойола увлёкся чтением о житии Христа и прочих святых. Это в сочетании с чудом выздоровления привело его к решению уйти от мирской жизни к духовной. Он отправился в горный монастырь бенедиктинцев Монсеррат, где молился и постился, очищая душу и тело. Правда, в результате всего этого заболел, чуть не помер и едва не покончил с собой, разочаровавшись в себе как в личности, способной воспринимать Бога. К счастью до этого не дошло, ну или к несчастью - это как посмотреть.
Итак, наш временами приунывающий, но деятельный герой укрепился в мысли, что надо бы ему наведаться в Иерусалим. И не просто укрепился, а поехал в Рим, где достал тогдашнего Папу Адриана VI, и тот дал ему благословение (дал ли пинка или нет - история умалчивает) и 1 сентября 1523 года корабль с Лойолой на борту прибыл в Иерусалим. Там его тепло встретили францисканцы, и наш герой как "духовный турист" две недели бродил по Иерусалиму. Город и монахи так понравились Лойоле, что тот попросил остаться, но получил вежливый отказ и был вынужден вернуться в Барселону. Вернувшись, наш паломник начал жизнь заново - вновь сел на школьную скамью в 33 года, изучая латынь. Он учился вместе с детьми, постигая язык и через два года смог свободно посещать лекции в университетах (т.к. преподавали там в основном на латыни). И не только учился - но и учил сам, причём бесплатно. Это почему-то не понравилось Церкви, и о нём и его "нелицензированной деятельности" сообщили "куда следует" - в Инквизицию. Нашего героя взяли под белы рученьки, посадили и 42 дня объясняли, что конкурировать с Церковью не надо, да и вообще, второй Мартин Лютер никому в Испании не нужен, и если он будет продолжать в том же духе, то кончиться всё очень печально для него. Лойола так проникся перспективами, что поспешил убраться из страны и в 1528 году, в возрасте 35 лет прибыл в Париж.
В Париже начался новый этап жизни Лойолы - стяжание знаний. В 1532 году он сдал экзамены на учёную степень, в феврале 1533 года после сдачи экзаменов и учёного диспута он стал магистром, но и на этом наш герой не закончил грызть гранит духовной науки - он прошёл дополнительные курсы по богословию у доминиканцев и в 1534 году получил докторскую степень по этой науке. В том же году Лойола и семеро его друзей в церкви Святого Дионисия дали обет целомудрия и нестяжательства, а в 1537 году наш герой и пятеро из этих друзей были рукоположены в сан священников. Так Лойола стал священником и начал проповедовать, снискав славу и уважение среди простого народа. Такая "медийная" популярность у широких масс вызвала острую нелюбовь к нашему герою у аристократии и кардиналов. Причём столь острую, что Лойоле снова пришлось ехать в Рим - просить у Папы Павла III защиты. Папа просьбам внял, и гонения сошли на нет.
Всё более Лойола и компания задумывались о том, что их группа не просто "клуб по интересам", а что-то большее и пора бы выходить на новый уровень. Результатом этих "думок" стал проект "Общества Иисуса", он же - "Орден иезуитов". С проектом устава Лойола в 1540 году поехал в Рим, благо отношения с Папой были налажены. Папа принял идею благосклонно, и буллой " Regimini militantis Ecclesiae " от 27 сентября 1540 года устав был утвеждён, дав начало Ордену иезуитов. Ну и, естественно, не надо гадать, кто в Великий пост 1541 года был избран генеральный секрета.... тьфу ты, генеральным настоятелем этого ордена, верно? Развернулся Лойола на славу - ставя задачами возрождение христианской духовности, повышение образовательного уровня духовенства и проповедь католицизма в еВропе и за её пределами, в 1541 году в Риме основали Общество детей-сирот, Дом Святой Марты для падших женщин желающих начать новую жизнь был открыт там же через три года, а ещё через два общество по защите молодых девушек.
Лойола всячески поощрял развитие и расширение миссионерской деятельности в Европе и за её пределами, до конца жизни работал над подробной версией устава Ордена. Он вообще был довольно плодовит литературно - описал комплекс духовных практик для лучшего постижения Бога и Божье воли под названием "Духовные упражнения", написал "Автобиографию" (ну да, вот такой вот простой, скромный человек), "Духовный дневник" и ещё семь тысяч писем.
Умер наш герой 31 июля 1556 года в возрасте 64 лет, был похоронен в Риме, в церкви "Иль-Джезу" (Исуса Христа). А 12 марта 1622 года, почти через 66 лет после смерти, его канонизировал Папа Григорий XV.
Наш герой умер - не дело его жило, Орден иезуитов продолжал существовать. Он сыграл активную рол в Контрреформации, вёл просветительскую научную деятельность, а также миссионерскую деятельность по всему миру. А вот его методы, в частности "приспособительной" системы морали с произвольным толкованием морально-религиозных требований, использование казуистики и приёмы трактовки вещей в выгодном для себя свете и сыскали ордену недобрую славу, сделав слово"иезуит" синонимом двуличного, коварного человека.
Вот так мечта и духовные искания одного человека привели к созданию целого религиозного ордена, впоследствии снискавшего себе не самую хорошую славу, несмотря на то, что первоначальные цели не были плохими. Тем не менее, орден-детище Лойолы существует и по сей день, а значит "дело его живёт и поныне".
Если было интересно ставьте лайк, делитесь ссылками и да прибудет с вами Сила, камрады.