Рабство, как одно из самых позорных явлений в истории человечества, было широко распространенно на планете. Не миновала сия чаша и древнюю Русь. Более того, у меня сложилось стойкое ощущение, что рабство было осью всей экономики страны не только до 1861года, но и процветало до середины XX века в различных формах. Это колхозы со своими трудоднями вместо заработной платы и невозможностью покинуть деревню вплоть до 60-х годов, это научные шарашки, где ученые, буквально за еду, работали над созданием новых видов оружия по время Великой Отечественной войны,
Сейчас же, хотелось рассмотреть некоторые специфические стороны рабства на Руси. Интересно, что на Руси мужика-раба называли холопом, а вот женщину – раба. Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение. Холоп – «…в Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близкой к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга; перен. человек, готовый на всё из раболепия, подхалимства, холуй. В рус. языке X–XVII вв. изв. холопъ «слуга (986), несвободный (1229)», имя собственное Холопъ (XV в.), холопъ отм. в словарях с 1731 г.». Итак, холопство – это один из видов человеческой несвободы. А дальше, еще интересней, если «покопаться» в этимологии термина: «Из праслав. холпъ «стриженный, с выскобленной головой», формально отвлеченного с перегласовкой корня от несохранившегося глаг. шчелпати (ожидалось бы рус. щелепать), производного с суф. -п- от корня хол-/ шчел-, восходящего к и.-е. skol- «стричь, скрести, чистить», ср. скальп и холити». Как утверждает словарь, «…в словах холоп и холостой отразилась древняя семантика ритуальной стрижки во время инициации юношества». Этот корень перекликается с древнегреческим корнем, обозначающим сына, мальчика, девочку, а также глагола «стричь». Отсюда, «холить» - гладить и т.д. Хочу отметить, что один и тот корень лежит в основе понятий «человек» (статья Славяне: человеки и люди) и «холоп», то есть, раб. Видно, неспроста возникли языковые параллели между рабом и мальчиком, скорее всего, речь идет о широком использовании детского/юношеского труда, отсутствия у них прав. Детей могли даже убить в случае неповиновения взрослым. Впрочем, как и всюду в то время. Весьма символично, что термин, обозначающий переход ребенка в юношу, стал обозначением подневольного человека. Кстати о ребенке. Понятие «ребенок» – производное от «рабенок», которое, в свою очередь, происходит от «раба». Получается, ребенок в подростковом возрасте становился холопом, новый статус которого подчеркивался новой для него прической. А вот «смерд», хоть и был свободным, но не имел своей земли в общине и поэтому работал на князя, чтобы прокормиться. Уж не знаю, по какой причине, смерды оказались вне собственников общины, но так и было (Статья: Славяне: человеки и люди). Научно обоснованной версии этимологии этого слова найти не удалось, просто пишут – «крестьянство», хотя никакой связи здесь нет. Оно и понятно, что не христиане-горожане. А вот, литовское smir̃das, как и латышское smir̃žа, означает - «тот, кто воняет». Интересное дело! Может отсюда, русское «смердеть», то есть, «вонять»? Такой ужасный запах характерен для трупов. Да и слово «смерть» близко по созвучию. Уж не знаю, за что так обижали этих земледельцев. Скорее всего, из-за их бедности в силу отсутствия своего надела в общине и вынужденности наниматься к землевладельцу. Остается добавить, что жизнь смерда была в 8 раз «дешевле» жизни людина, и была по цене холопа, то есть, раба. Так что, если тебя обижали, судиться ты мог только с равным, иначе, - гиблое дело. Очевидно, что стоимость жизни зависела от зажиточности, прямо, как и сейчас. Ничего не меняется на Руси…. Работая на землевладельца, смерд мог оказаться в долгах. То есть, «съесть» со своей семьей больше, чем заработал. Конечно, понятно, что были не урожайные года и т.д. И все же…. И тогда, прямая дорога свободного человека (или не человека, уже не знаю какой термин использовать) в «закупы», то есть, в зависимую категорию. Все исследователи этого вопроса пишут, примерно, одинаково: «Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него купу». Если удавалось вернуть «купу» (долг), выплатив «резы» (проценты?), закуп вновь мог стать смердом. Если не получалось, «смерд-закуп» становился холопом. В разное время и в разных частях страны были разные формы холопства, но, в конце концов, все пришло к одному знаменателю – крепостничеству. А крепостничество, повторюсь, является одной из форм рабства, характерного для феодального строя. Получается, можно смело утверждать, что до 1861 года, в Российской империи процветал феодальный строй. Вот так! Учитывая, что ко времени отмены крепостного права, большая часть крестьян были крепостными, процесс перехода от свободного человека к рабу, шел интенсивно. Еще на Руси были «изгои» и … А, да бог с ними!
Этимологический словарь русского языка. Свободный доступ в Интернете.