Степенная книга так описывает причину ее канонизации Русской православной церковью: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». И еще много хвалебных слов об этой легендарной женщине. Остается добавить, что княгиня Ольга позже была канонизирована Русской православной церковью в качестве святой равноапостольной княгини Ольги. То есть, приравнена к двенадцати апостолам Христа! Оно и понятно, княгиня считается первой христианкой на Руси. Хотя и в вопросе вероисповедания не стихают дебаты ученых, - много там не понятного. Имею ввиду не состыковок. Например, не все ясно с визитом в Киев католического епископа. Что он там делал и т.д. Мне лично интересна ее «чистая и целомудренная жизнь» до принятия христианства, потому как, сама канонизация – лишь признание богоугодными всех деяний в жизни человека.
И так, начнем. Княгиня Ольга являлась супругой князя Игоря, дважды подряд ходившего за данью к древлянам, и которые, в свою очередь, посчитав это явным перебором, были вынуждены его умертвить, разорвав с помощью двух согнутых деревьев. Потому как князь явно нарушал установленные правила сбора дани. Или этих правил еще не было? Дальнейшие действия Ольги подсказывают, что правил не было, было право сильного. Как порядочный мужчина, после убиения Игоря, глава древлян Мал предложил Ольге свои руку и сердце. Будущая святая обманув делегацию сватов Мала (неприкосновенность послов!), посадила их судно, которое на руках отнесли и бросили в заранее выкопанную яму, таким образом, заживо похоронив послов. После, опять-таки обманом, заманила Мала с дружками в Киев, предложила попариться в бане, где и заживо сожгла всю их компанию вместе с женихом. Этого оказалось недостаточно, и княгиня предприняла карательный поход против столицы древлян Искоростоня. Всем известна эта история с голубями и воробьями (?), взятых с города в качестве дани. Далее все знают – птицы вернулись в своих гнезда в городе и город просто сгорел со всеми жителями. И хотя эта история с птицами не вызывает доверия, в общем контексте действий княгини, наглядно демонстрируется способность этой женщины идти без колебаний до конца. При сожжении города присутствовал малолетний сын Святослав, видимо для того, чтобы учился надо как поступать с теми, кто не хочет платить дань. Кроме всего этого, эта грозная и деловая женщина является автором первого в стране районирования, которое провела лишь с одной целью – сбора дани (налоги). Об этом наглядно говорит название этих районов – погосты. И уж, бог его знает, по какой причине, позже погосты стали ассоциироваться с кладбищем… (Статья: Гости: мы из рода Рускаго).
Я не знаю, где правда и где вымысел в жизнеописании княгини Ольги, но все выше описанные события в жизни этого человека признаются официальной властью (изучение в школьной программе истории и т.д.). То, что, Ольга жесткой рукой приводила славян под единоначалие – факт, на то она и была княгиней. То есть была суровой и жесткой женщиной, как и подобает правителю в средневековье. Этим и интересна, как человек. А кем ее считать, - святой или нет, это дело уже верующих людей, это на их совести.
Миниатюра «Месть княгини Ольги». Кстати, жизнеописанию Ольги посвящено множество миниатюр, которые показывают, как она расправлялась с непокорными. Интернет. Свободный доступ.
Литература: Степенная книга. Интернет. Свободный доступ.