Найти тему
Пыль дорог

Как летом избежать лишних трат в длительной автопоездке. Ч.1

Недавно, отправившись в дальнюю поездку по России, ради эксперимента я решил посмотреть - насколько далеко может уехать моя машина на одном баке бензина. Результат порадовал – на 57 (55-литровый бак, залитый под горловину) литрах качественного лукойловского бензина АИ-95 «Эко» я уехал почти на 1100 км. Выводы, которые я сделал в пути, наблюдая за изменением расхода топлива, побудили меня более предметно уяснить, что помогает водителю – нет, не экономить (машины в идеальном состоянии и так экономичны), но избегать лишних трат в длительной поездке. Длительной, в моем понимании – это на 700-1500 км и дальше.

Вот об этом и поговорим )))

Итак, что же нам помогает, и что мешает в полной мере наслаждаться возможностями, заложенными в наш личный автомобиль его конструкторами? На что мы с вами можем повлиять, а на что повлиять не можем, а можем только смиряться с неизбежными потерями или ждать наступления благоприятных условий?

Что нам обычно советует для экономии топлива Интернет и любимый журнал «За рулем»?

Нам обычно рекомендуется:

ехать с выключенным кондиционером,

с закрытыми окнами,

с чуть-чуть перекаченными шинами,

не возить без нужды на крыше багажник,

вообще убрать лишний груз из машины,

заправляться бензином на хороших заправках,

трогаясь с места - быстро, с пропуском одной передачи разгоняться и далее ехать равномерно, без лишних разгонов и торможений,

да еще и избегать пробок. Все правильно!

Но только ли этим все ограничивается?

А может попробовать подойти к вопросу более внимательно?

Правильная подготовка автомобиля к поездке:

Правило № 1: «Ноги зайца носят, а волка – еще и кормят!»

Качество и состояние шин автомобиля

Обычно ради экономии топлива нам советуют чуть перекачивать шины колес. Действительно, пятно контакта шины с дорогой становится чуть меньше, а значит - меньше тратится энергии на деформацию шины и на отрыв резины от асфальта. Это хороший совет при ряде условий – вы будете ехать по прямой дороге с хорошим, ровным и главное - сухим асфальтовым покрытием, и ничто в пути не будет способствовать потере вами управления вашим автомобилем.

Я бы заострил внимание на двух других вещах, которые как бы само-собой разумеются, но слишком часто игнорируются.

1. Давление в шинах должно быть одинаковым.

2. Колеса должны быть хорошо отбалансированы.

Разница давлений в шинах (особенно, если шины на одной оси накачены с небольшой разницей) приведет к незаметным, но постоянным микровиляниям автомобиля, а разбалансированное колесо будет скакать по дороге, отдаваясь вибрацией в руль – все это ведет к увеличению траектории движения и неравномерному сцеплению колес с дорогой. А следствие - не только увеличение износа шин, и повышенный расход топлива, но и опасность преждевременного износа узлов подвески и даже опасность потери управления и аварии – тут уж экономия топлива отойдет на 100-е место.

Так что, особенно если случалось вам попадать колесом в ямы – проверьте балансировку попавшего под удар колеса в шиномонтажной мастерской. И не забывайте при любом удобном случае выковыривать камешки, застрявшие между ламелями шин – они тоже нарушают балансировку колеса.

А, кроме того перед длинной дорогой (а иногда и во время неё) заедьте на какую-нибудь сетевую заправку, где можно быстро проверить и выровнять давление в шинах.

И уж абсолютно банален совет - следить, чтобы шины на вашем автомобиле не были "лысыми"!

Правило № 2: «Чистота – залог экономии!»

Чистый автомобиль. Перед дальней дорогой хорошенько вымойте автомобиль, я бы даже рекомендовал нанести защитный воск на его ЛКП, (а если еще и отполировать, то вообще – блеск!!! – но это решать только вам)

Так, помимо удаления небольшого паразитного веса грязи, вы восстановите нормальные аэродинамические свойства своего автомобиля (конечно, если их до этого не повредили чем-то более серьезным, чем простая грязь!).

По результатам эксперимента, проведенного «Разрушителями Мифов» Адамом Сэвиджем и Джейми Хайнеманом, при движении на высокой скорости покрытый грязью автомобиль показал заметно больший расход топлива, чем он же, но в чистом виде. В их эксперименте один и тот же автомобиль в чистом и грязном состоянии двигался на скорости 110 км / час по одной и той же трассе автополигона, а расход топлива измерялся с помощью топливной системы, специально разработанной для сверхточного измерения расхода бензина.

Результаты эксперимента шокировали самих его организаторов - грязный автомобиль расходовал 1 литр на 9,6 километра, тогда как чистая машина на 1 литре проехала 10,56 километра - на 1 километр больше! Грязь на автомобиле способна повысить расход топлива на 10%!

Видеоотчет об эксперименте «Разрушителей Мифов» – по ссылке.

Встречающиеся в русскоязычной прессе исследования показывают, что доля поверхностного трения в общем аэродинамическом сопротивлении воздушной среды движущемуся автомобилю составляет от 8 до 11%. И именно на высоких скоростях на преодоление сопротивления воздуха расходуется значительная часть мощности автомобиля.

Правило № 3: «Затраты «на красоту» - окупаются!»

Безупречная исправность кузова автомобиля. Плохо покрашенный автомобиль или автомобиль с неустраненными внешними повреждениями, искажающими изначальные обводы – всегда будет проигрывать по аэродинамике (а значит и по экономичности) своему более ухоженному «брату-близнецу». Часто можно видеть автолюбителей, которые месяцами ездят на авто с разбитыми фарами и бамперами или помятыми крыльями. И вид «не очень», и в целом – неэкологично и расточительно за свой счет оплачивать дополнительный бензин, который без толку вылетает в атмосферу. На высоких скоростях эти потери будут еще более заметны. А вот КАСКО и быстрый качественный ремонт в профессиональном сервисе в буквальном смысле экономят и Ваше время, и Ваши нервы, и Ваши деньги. Выводы делайте сами.

Правило № 3: «Здоровому "телу" – здоровый фильтр»

Чистый и качественный воздушный фильтр. Забитый воздушный фильтр препятствует поступлению достаточного количества воздуха для образования топливно-воздушной смеси, что заставляет ЭБУ компенсировать недостаток развиваемой двигателем мощности количеством впрыскиваемой в цилиндры смеси, а это - прямой повышенный расход топлива.

Дешевый же и, как правило, некачественный воздушный фильтр просто опасен для вашего двигателя тем, что пропуская (через зазоры резиновой юбки, некачественный фильтрующий материал) в двигатель твердые пылевые частицы, становится причиной быстрого износа цилиндро-поршневой группы, ведет не только к повышению расхода топлива из-за усиления трения в двигателе, но и приближает дорогой капитальный ремонт. Меняйте воздушный фильтр вовремя и не скупитесь на покупку продукции надежного производителя. Вы тратите всего на 200-400 рублей больше на "фирменный" фильтр, но экономите гораздо больше на топливе и ремонте.

"Минздрав рекомендует" менять воздушный фильтр весной - перед пыльным летом, и осенью.

Правило № 4: «Жить надо с огоньком!»

Хорошие свечи. Хорошие (с правильным зазором и хорошей искрой в первую очередь) свечи снизят потребление топлива на несколько процентов из-за того, что повысится качество (скорость) сгорания топлива и оптимальные скоростные режимы (как их найти расскажу тем, кто не знает - чуть позже) будут поддерживаться с меньшими тратами бензина. Не экономьте на свечах – иридий окупается. ))) Например, 3-5% экономия топлива при активном использовании автомобиля окупит затраты на покупку комплекта японских свечей с иридиевыми контактами фирмы Denso (ориентировочно 2500 рэ за комплект) через 4-6 месяцев, по сравнению с покупкой обычных стоковых свечей. Дальше - все сэкономленное топливо останется у вас в кошельке, как и те деньги, которые вы не потратите на замену свечей через каждые 10-15000 км., потому что ресурс оригинальных иридиевых свечей - до 100 тыс. км.

А уж если вы настолько богаты, что используете дешевые свечи – сразу перед установкой проверяйте зазор между контактами, а впоследствии – либо чаще меняйте, либо регулярно следите за их чистотой и зазором.

Правило № 5: «Как полопаешь, так и потопаешь»

Хороший бензин. Из собственного опыта использования "условно плохого" бензина: залив на заправке провинциальной мелкой сети "обычный" 95-й бензин выиграл 150 рублей при заправке "до полного" 55 литрового бака, а потерял 400 рублей на повышенном расходе топлива при движении по трассе. Сразу отметил выросший расход топлива, а уже при пустом баке залив 95-й "Эко" на Лукойле – снова увидел привычный низкий расход и посчитал убытки от "экономии". Примечание: как раз до этого, заправив автомобиль качественным бензином, проехал на 57 литрах почти 1100 км.

Значение хорошего бензина особенно актуально потому, что плохой бензин с добавленными для повышения октанового числа металлосодержащими присадками, типа ферроцена, уже через 100 километров способен покрыть изоляторы свечей трудноудалимым токопроводящим слоем, что не только приведет к пробою изолятора свечи и ее нужно будет срочно менять, но и может повлечь более серьезные траты, выведя из строя катализатор дожига и кислородный датчик. Кроме того, образовавшийся при сгорании такого топлива оксид железа увеличивает износ стенок цилиндров двигателя.

Так что, помним: на качестве бензина – не экономим, и льем в бак нашего автомобиля самое лучшее, на самых проверенных заправках крупных сетей.

Журнал «За рулем» так же советовал при очень жаркой погоде заливать бензин с более высоким октановым числом – меньше вероятность детонации, и мотор вам спасибо скажет своей надежной работой.

Во второй части поговорим о правильном использовании «круиз-контроля» и влиянии погоды на наши дорожные расходы. А о самой важной составляющей автоэкономии - поговорим в третьей части.

Я не являюсь профессиональным специалистом по эксплуатации автомобиля, поэтому смело высказывайте свое мнение, поправляйте, дополняйте.

Если нашли статью полезной – подписывайтесь и ставьте «лайк».