Есть в России очень красивый обычай – встречать гостя хлебом-солью. Все знают, как это выглядит: красивая девушка в национальном костюме, на вытянутых руках держит каравай с солью, лежащий, на, так называемом, ручнике – полотенце/скатерти, предлагая гостю попробовать самое главное угощение на Руси. При этом еще и кланяется. Все в ней выражает глубокое уважение к гостю. А с чего бы это? Простое гостеприимство? Возможно, но если начнешь кланяться всем, кто входит тебе во двор, да и еще и кормить, то, все подряд начнут ходить в гости. Родня? Хорошо, а в чем смысл такой встречи? После такой встречи родня тоже повадится ходить в гости, гнать придется. Сваты? Хорошо, вроде как, подходит. Только так не встречали и встречают на Руси сватов, девушке положено находиться в женской половине дома и смиренно ждать решения родителей. Купцов? Да! Этих можно/нужно так встречать. Торговля – это очень важно. Только предлагаю вспомнить, что в международном распределении труда Русь участвовала с весьма ограниченным и специфичным списком товаров: «…от Руси же скъра и воск, мед и челядь» ¹. Ни хлеба тебе, ни соли. Хммм… Попробуем разобраться. Обратимся к этимологии слова «гость».
Начнем с этимологии слова. Именно этимология русского слова «гость» позволяет посмотреть трезво на начальную историю Руси. С гостей у меня и пошла цепочка выяснения этимологии разных общепризнанных понятий и терминов. Оказалось, что в основе этого доброго и красивого слова лежит индоевропейский корень «hos» - «поедать», то есть, тот кто ест. Вот тебе, и хлеб, и соль. В тоже время, как странно выделять таким образом какую-то группу людей, - ведь едят все. То есть, это явно неблизкие люди, которые едят вместе с вами. Не родня. С какой стати ее выделять? Значит это люди, которые едят у вас периодически. Отсюда и ритуал их встречи с хлебом-солью. То есть, знаешь, когда они придут, ждешь их, раз успеваешь нарядить девку и дать в руки еще нерезаный каравай. А теперь, внимание! Производное от индоевропейского «hos» латинское «hostis» означало «враг»/«неприятель». Интересно. Какова эволюция значения этого слова? Может, от «врага, который пришел поедать вашу еду» к «торговцу, с которым приятно иметь дело, соответственно, не жалко и накормить»? То есть, изначально «гости» насильно забирали все, что им требовалось, - еду, рабов, меха и т.д., и для того, чтобы избежать насилия, их встречали «с тем, чем богаты». Напомню, - ритуал гостеприимства подразумевает еще и поклонение гостю! Да еще какого поклонения – до земли! Вы ответите, что это простое уважительное отношение к людям пришедшим к вам с товаром. Да, но только не забывайте в какое дикое время появилось и прижилось понятие «гость». Все определялось силой. Впрочем, как и сейчас. Тогда действовали прямо, без всяких там «прав человека», договоров между государствами и т.д. «Боится, значит уважает!» - гласит русская народная поговорка. Ведь первый летописный правитель Новгородской земли был по имени Гостомысл, в имени которого явно прослеживается корень «гост», и который, согласно летописи, посоветовал пригласить после его смерти Рюрика. То есть, еще одного гостя. Да и в договоре между Русью и Византией 944 года, так и записано: «Мы от рода Рускаго сьли и гостье…». И далее перечисляются имена гостей. Тут вам и Ивор, сол Игорев, Вуефаст…, Улеб…, какой-то Шихъберн Сфандр…, Грим…, Роалд Гунастр и другие. Есть конечно и славянские имена. Есть даже Алдан, - татарин?! Интересная компания гостей «гостила». А если познакомиться с имена в договоре 911 года! Там сплошные Карлы да Руалды. Удивительно, даже первое административное деление Киевской Руси было сделанное княгиней Ольгой состояло из погостов – районов, в которых «с хлебом-солью» встречали гостей. Напомню, Ольга – вдова великого князя Игоря, «верховного» гостя, забывшего правила поведения гостей – сборщиков дани, за что и был убит древлянами. Позже, когда сформировалась данническая, то есть, налоговая система, окрепла торговля, выбивание дани уже не требовалось. Но уважать себя научили на всю жизнь! Помните рекламу: «Заплати налоги и спи спокойно»? Постепенно, все кто приходит «поесть» стали называться гостями, гости стали теми гостями, как мы их понимаем. Возможно, найдутся те, кто опровергнет выше написанное, заявив, что «это у них в европах» понятие «hostis» связано с насилием, а наше «гость» имеет миролюбивую основу. Что можно сказать? Доказательства, господа-товарищи, нужны доказательства.
Извините, вспомнился Винни-Пух со своей «дурацкой» песенкой: «Кто ходит в гости по утрам…». То есть, не по времени ожидания. Между прочим, очень поучительная история. И для хозяев, и для гостей.
¹ Повесть временный лет. Свободный доступ в Интернете.
Если было интересно, поддержите. История полна разных «историй»!