Советы начинающим журналистам
Если вы не журналист, но ведете свой бизнес или являетесь неплохим специалистом в любой сфере, и у вас есть эксклюзивный материал по той или иной тематике, то вы можете написать на основе этого материала статью и предложить ее серьезному изданию. Вас опубликуют, заплатят неплохой гонорар и пригласят к дальнейшему сотрудничеству. Да, да, именно так. Больше половины современных популярных авторов – это непрофессиональные журналисты, люди, которые состоялись как профессионалы совсем в других специальностях. А журналистика – это просто образ жизни. Правда, с довольно жесткими требованиями.
Если у вас эффектная внешность – это плюс, поскольку будет легче собирать информацию.
Итак, для того чтобы написать хорошую статью, надо соблюсти ряд требований. Мы составили памятку, которая поможет вам написать интересный и качественный текст. Начнем, с чеклиста – он поможет решить, точно ли вам нужно написать текст именно на выбранную тему.
Чеклист (до того, как вы приступили к тексту)
● Это точно будет интересно широкой аудитории?
Текст должен решать какую-то проблему представителей той или иной сферы бизнеса, профессии или социальной группы;
● Об этом еще никто не писал?
Если кто-то и писал – это не трагедия, но тогда нужно, чтоб ваше мнение отличалось от уже высказанных, а не дублировало их. Например, можно взглянуть на проблему или тренд под другим углом;
● Вы действительно компетентны в этом вопросе?
Бывает, что в порыве написать текст на «горячую» тему люди берутся за темы, которые не соответствуют профилю компании. Так лучше не делать. Если у вас юридическая компания, странно комментировать проблемы ядерных физиков;
● Вы точно сможете написать текст именно на эту тему?
Мало просто описать проблему или тренд. Нужно привести уникальную статистику (которой располагает ваша компания), или описать решение проблемы, пути выхода из ситуации, а также, по возможности, описать кейсы.
Структура текста
Как и у всех текстов, у вашего должно быть введение, основная часть и заключение. Вот, что можно в них написать.
1. Введение. Текст должен начинаться с проблемы, тренда/тенденции на рынке, нововведения (например, принятия нового закона).
● описание проблемы: почему она важна, кого она касается, какие последствия несет
● тренд (на рынке или в какой-то отрасли что-то поменялось). Это лучше показать через конкретные цифры. Условно, продажи товаров ХХ выросли на 150%, изменения в законодательстве поменяли полностью правила игры и условия работы, и т.д.
● форс-мажорные ситуации (нетипичная проблема, с которой столкнулся конкретный бизнес)
Учиться сбору информации лучше на опыте советских репортеров.
2. Основная часть.
Если в 1 части у нас описание проблемы, то дальше:
как решить проблему? Что нужно сделать? Что делать нельзя?
● какие подводные камни существуют?
● кейсы (реальный примеры, с указанием компаний, предприятий, организаций)
Тренд:
● из-за каких изменений на рынке, в отрасли этот тренд появился
● показать цифры, динамику (если какой-то сегмент вырос, то на сколько (в шт./в %)
● как тренд уже повлиял или может повлиять на развитие бизнеса в отрасли
Нововведение:
● как подготовиться играть по новым правилам?
● что не надо делать (Пример, “обычно предприниматели делают так-то, но этого делать не нужно, потому что …”)
Форс-мажоры:
● почему ваш бизнес столкнулся с этой проблемой?
● как вы анализировали, где оступились?
● как вы решали возникшую проблему?
● как ее можно было бы решить проще?
3. Заключение. Лайфхаки, советы или прогноз.
● Что поможет решить проблему максимально безболезненно и быстро?
● К чему приведет распространение тренда, усугубление проблемы?
● Какие могут быть последствия у нововведения через 5-10 лет? (все уйдут с рынка, все ринутся заниматься этим бизнесом и пр.)
Чем еще можно дополнить статью или мнение:
● инфографика (таблицы, сторонние данные, иллюстрирующие тенденции, объемы рынка, и т.д.)
● справочная информация
Дополнительно:
1. В тексте должны использоваться понятные широкой аудитории формулировки
2. Нужно использовать легкий стиль изложения (для этого можно чаще употреблять простые предложения)
3. Все новые или специализированные термины должны идти с расшифровкой
4. Разбивать текст на смысловые блоки по 1,5-2 тыс. знаков + подзаголовок, отражающий суть.
Вот и все немудренные правила. Если вам удастся написать статью, соблюдая их, то мы уверены, что гонорар у вас в кармане… и слава непревзойденного аналитики и публициста впридачу)
Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.