Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (T-IV). Конструктивно "четвёрка" была подобна "тройке": корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины.
Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня - в средней части. Но "четвёрка" была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.
Т-IV не должен был "лезть" на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более "шустрый" Т-III. "Четвёрка", медленно продвигаясь за "тройкой", выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытия Т-III. От огня противника "четвёрка" прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы.
По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия. Всё изменилось летом 1941 года. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон "четвёрки" имел большой диаметр, чем погон "тройки" (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню.
Но бронирование "четвёрки" по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в "дверцу", висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.
В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной "Пантеры".
Специалисты сомневались в возможности массового производства сложных "Пантер", поэтому танк Т-IV выпускался до конца Второй мировой войны, став самым массовым танком вермахта. Всего было построено 9,5 тысяч Pz.Kpfw IV (T-IV).
Другие статьи на тему "Танки":
Сухопутные броненосцы. Рождение танка.
Сухопутные броненосцы. Самый первый танк.
Сухопутные броненосцы. Почему танк назвали танком?
Сухопутные броненосцы. Первые танки в бою.
Сухопутные броненосцы. Танки Кайзера.
Сухопутные броненосцы. Британская "гончая".
Сухопутные броненосцы. Танки Франции.
Поиск решений. Схожие решения.
Поиск решений. На гусеницах и на колёсах.
Поиск решений. Французское решение.
Поиск решений. Накануне большой войны.
Чем больше подписчиков на канале, тем чаще будут появляться новые публикации.
Не пропустите самое интересное!