DAWN RECORDS
(Est. by 1969, England)
Предлагаю оживить магию одного из величайших лейблов в истории прогрессивного рока всех времен в этом кратком обзоре.
Dawn Records, возможно, является "подпольным" лейблом, который менее всего преуспел из всех своих коллег, и это отчасти связано с исторической репутацией его материнской компании, - Pye. Pye был одним из истинных боевых коней британской музыкальной индустрии, но всегда казался менее удачливым, в отличие от его ближайшего конкурента, - Decca. Pye был создан сначала как теле-радио компания; к изданию музыки фирма приступила в 1953 году, когда была приобретена и вошла в состав лейбла компания звукозаписи Nixa. Nixa была создана за три года до того для выпуска записей европейских поп-артистов и классики. Затем Nixa приобрела Leslie Clark и Alan A Freeman's Polygon Records, которая была одной из первых независимых лейблов Великобритании, и была создана Pye-Nixa. Pye-Nixa была одной из первых компаний, представивших пластинки на 45 оборотов в 1955 году.
Когда в 1955 году было запущено коммерческое телевидение, ATV, - компанией Луиса Бенджамина, он купил 49% акций Pye, что дало лейблу огромные средства и общую долю в фирме. У него было не музыкальное, а хорошее деловое образование. Pye зарекомендовал себя как ведущий лейбл благодаря Лонни Донегану. 60 – е годы были успешными для лейбла благодаря выпуску записей традиционного джаза. Потом лейбл занялся изданием и «мерсибита», каталог лейбла был расширен за счет записей Петулы Кларк, Сэнди Шоу и THE KINKS.
Когда в конце 60-х годов весь музыкальный мир перевернулся, Pye присоединился к гонке с EMI, Phillips и Deram, основав свой собственный прогрессивный саблейбл. Dawn Records был основан в 1969 году и начал свою деятельность с релизов Джона Конгоса (John Kongos), MAN и TRADER HORNE. Но почти мгновенный и неудержимый успех сингла In The Summertime MUNGO JERRY в следующем году сразу же подорвал доверие к подпольному лейблу.
НАЧАЛО
Pye в середине 60-х был вполне подходящим местом. «Я думал, что Pye был крутым", - сказал Рэй Дэвис (THE KINKS) Джиму Ирвину в 1998 году. – «У них были все эти R&B, Чак Берри и Бо Диддли, и они выпустили Preachin’ The Blues Сирила Дэвиса (Cyril Davies), который я считал лучшим британским R&B синглом. Так что я был очень рад оказаться на Pye. У Pye также была возможность распространять важные международные каталоги, например Reprise (а позже и весь каталог Warner Brothers), Chess и Elektra выпускали свои пластинки в Великобритании опять же при помощи Pye Records. Кроме того, в начале 60-х Pye основал свой "поп-лейбл" Piccadilly, на котором были выпущены хиты Джо Брауна»
В 1964 году Бенджамин заручился услугами Джона Шредера из Oriole, который был соавтором книги Хелен Шапиро "Возвращение к счастью" и распространял Motown в Великобритании. Он стал менеджером по подбору артистов в компании. “Я думаю, что мое время с Pye Records было (моим) самым успешным”, - говорит сегодня Шредер. - Успех компании зависел от одного человека, Луиса Бенджамина. Он управлял действительно жесткими методами, и деньги были практически единственным важным фактором. ROCKIN ' BERRIES, THE IVY LEAGUE, STATUS QUO и SOUNDS ORCHESTRAL были одними из моих артистов." В течение десятилетия Шредер подписал контракт с валлийской бит-группой THE BYSTANDERS и стоял рядом, когда они мутировали в MAN, чтобы сделать свой альбом “Revelation”.
К 1969 году подул ветер перемен, и Pye пришлось подстраиваться. Так и былa основанa Dawn Records, чтобы конкурировать с Harvest и Vertigo. “Я предложил Луису, что нам нужен другой лейбл, потому что музыкальная индустрия быстро меняется”, - говорит Шредер. "Наличие хитовой записи больше не было вся и всем. Артисты теперь подписывали контракты, потому что они играли музыку совершенно другого жанра, которая в большинстве случаев была ориентирована на альбом." Шредер работал продюсером, в то время как ветераны индустрии Питер Иден и Барри Мюррей были привлечены в качестве руководителей, поскольку Бенджамин не знал, как продавать рок. Он отнесся с большим недоверием к идее Шредера направить STATUS QUO к более тяжелому звуку и отказался подписывать THE NEW YARDBIRDS.
“Pye решил, что им не хватает психоделии/андеграунда/прогрессивного жанра”, - вспоминает Джуди Дайбл, вокалистка TRADER HORNE. "Люди, которые управляли Паем, ничего не знали об этом, но просто увидели успех, который другие имели со своими "подпольными" лейблами, и решили, что, возможно, это хорошая идея, чтобы прыгнуть на подножку уходящего поезда. Барри, я думаю, дали свободу действий, чтобы найти артистов, которые могли бы вписаться в зонтик лейбла. Он был счастлив записать нас и позволить нам сделать альбом для Dawn. Я думаю, что мы были, вероятно, одними из первых, кто выпустил альбом на этом новом лейбле.”
Такие артисты, как Джон Конгос (John Congos), переключились с Pye на Dawn, позже к ним присоединились новые акты - COMUS, MUNGO JERRY, TITUS GROAN и ATOMIC ROOSTER. «Никто на самом деле не управлял лейблом, поскольку каждый музыкальный продюсер заботился о своем собственном артисте», - вспоминает Шредер. – «Группа может быть подписана на Pye или Dawn и находиться под присмотром продюсера этого коллектива. Dawn использовали тех же парней, что и Pye. Разница была небольшая, за исключением того, что продукт, выпущенный через Dawn, был в основном ориентирован на альбомы, а не на поп-синглы. Никто не возражал, чтобы их артист был выпущен на Dawn, если это способствовало имиджу этого лейбла.”
Одним из ключевых парней в продвижении нового направления был Питер Принс, привлеченный в качестве креативного директора, и он был большим, чем сама жизнь. «Нас представили Питеру Принсу и, возможно, Луису Бенджамину", - вспоминает Дайбл. - Все, что я помню, - это мужчин, курящих огромные сигары! Дайбл имела некоторый опыт работы с крупными лейблами, который она получила, когда недолгое время входила в состав FAIRPORT CONVENTION, и группа работала с Polydor. «Мой опыт работы с обоими лейблами заключался в том, что менеджеры имели дело с лейблами, и мы, артисты, не должны были беспокоиться о таких вещах.»
MAN пришли на Dawn Records со своим “2 ozs. Of Plastic (With A Hole In The Middle)”. «Я очень гордился MAN», - говорит Шредер. «Они были очень поп-ориентированы, а затем решили изменить музыкальное направление, чтобы быть намного тяжелее». «Я подписал Джона Конгоса, которого в то время очень недооценивали», - говорит Шредер. «Он был удивительным талантом, что и было доказано позже, но я-то всегда знал это».
ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД
Беда Dawn в том, что лейбл быстро взмыл ввысь и, как тот Икар, громко, со всего маху, шмякнулся в грязь лицом! Успех обернулся провалом. MUNGO JERRY со своим хитом “In The Summertime” мгновенно устремился к вершине британского чарта. Барри Мюррей был другом Рэя Дорсета, который играл в группе GOOD EARTH. "Pye Records хотели получить хит, потому что они занимались всякой мешаниной, и они хотели чего-то более необычного”, - вспоминал Рэй Дорсет в 2015 году. Барри открыл Dawn Records и попросил нас записать альбом, что мы и сделали за пару дней и вечеров. Успех MUNGO JERRY был идеальным штормом – ими управляли опытные ребята из Red Bus Menegement, они организовали их появление на Голливудском фестивале на следующий день после выхода “In The Summertime”, и они просто сдули GRATEFUL DEAD со сцены. Затем был маркетинговый переворот Dawn - "maxi-single" - трехдорожечный сингл на 12 дюймов, предлагающий 16 минут звучания, и который продавался по цене обычного сингла. Идея принадлежала Питеру Принсу, и она рассматривалась как мост между альбомом и синглом – идеально подходит для прог-рока. “In The Summertime” оставался на вершине чартов в течение семи недель, что, честно говоря, не было нужной визитной карточкой для подпольного лейбла. На мой взгляд, и без всякого неуважения, MUNGO JERRY со своим хитом никогда не следовало выпускать на Dawn Records", - говорит Джон Шредер.
ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ?
Дальше начались обычные музыкальные терки между артистами и администрацией лейбла: MAN ушли на United Artists, и, постепенно, сотрудники расползлись и покинули Dawn в начале 70-х годов. Шредер покинул Pye и Dawn в 1972 году, чтобы основать его собственный лейбл Аlaska, который подписал CYMANDE. “Мой уход произошел потому, что индустрия менялась”, - говорит Шредер. "Независимое производство начало брать верх, как например, у Микки Моста (Mickie Most) с его Rak Records. На самом деле я был одним из последних продюсеров, покинувших пределы крупной звукозаписывающей компании.”
Питер Принс подписал контракт с FRUUPP, которым управлял Пол Чарльз (Paul Charles, - менеджер группы), которые играли какой-то сказочный прогрессивный рок. Кое-как Dawn поддерживала свое шизофреническое существование до 1975 года, выпустив альбомы BROTHERHOOD OF MAN и – только для экспорта - Дика Эмери. Кертис Найт (Curtis Knight), торгуя своей репутацией, сформировал ZEUS и выпустил альбом “The Second Coming”, который был одним из первых на виниле для "Быстрого" Эдди Кларка (Eddie “Fast” Clarke), который менее чем через год войдет в состав MOTÖRHEAD. KILBURN AND HIGH ROADS подписали сделку в последние дни лейбла, в результате чего вышел единственный альбом Kilburns, выпущенный при их жизни, “Handsome”.
СЕГОДНЯ:
Через пять лет после того, как Dawn прекратил свое существование, и сами Pye Records закончили в 1980 году. Его преемник, PRT (Precision Records and Tapes) существовал до конца 80-х. Впоследствии, каталог перешел Castle Communications, а затем и Sanctuary; различными релизами Pye теперь владеют множество других компаний.
ПОЧЕМУ НАМ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ВСЕ РАВНО?
В смысле его неспособности действительно мотивировать руководителей и не иметь реальной флагманской группы в своем каталоге, Dawn - это немного конечно паршивая овца в семье proglabels, и, конечно, из-за этого к нему проявляют большой интерес. “Я думаю, что Dawn слишком поздно вступил в игру и на самом деле не имел твердого представления о том, что они искали и чем должны заниматься”, - заключает Джуди Дайбл. "Они подписывал любого, кто был смутно связан и не по контракту с какой-либо другой компанией. Я думаю, что Барри и Питер, вероятно, сделали все возможное, чтобы заполнить каталог лейбла, но, возможно, они немного раскачали лодку”, - заключает Джон Шредер. - Я считаю, что Dawn никогда не могли конкурировать с Harvest или Vertigo, потому что там все было устроено по-другому. Без всякого неуважения, Луис Бенджамин действительно не понимал музыкального значения этого типа продукта. Все его честолюбие заключалось в том, чтобы как можно быстрее заработать деньги, и он этого добился. На мой взгляд, Dawn могла бы быть совсем другой, если бы у нее был собственный менеджер лейбла и собственная команда продюсеров, и как таковая она действовала бы за пределами Pye Records”.
Dawn Records - факты:
Подробности за этикеткой
Первый релиз (альбом): “Gates Of Me” Ричарда Стивенса (Richard Stevensen) (выпущен как Pye NSLP 18358, оригинал на Dawn под номером DNLS 3001).
Первый номер в чарте Великобритании:
Сингл: ‘In The Summertime’ MUNGO JERRY (Dawn DNX 2502, – номер один в течение семи недель, июнь-август 1970 года)
Альбом: “Mungo Jerry” группы MUNGO JERRY (Dawn Records DNLS 3008, 7⁄70).
Последний изданный альбом: “Live At Woodstock Town Hall” исполнителя Stu Martin / John Surman (Dawn Records DNLS, 1975)
Возможно, стоит забыть: “Good Things Happening” группы BROTHERHOOD OF MAN (Dawn Records, DNLS 3063, 1974 – that said Lady is the group’s Showdown by ELO – honest)
Коллекционный альбом: “Morning Way” группы TRADER HORNE (Dawn Records, DNLS 3004, 3⁄70, ценник на Discogs в районе £200)
Перевод Александр Ковтун
(Prog Island Pages, май 2019, СПб)