В Екатеринбурге ночью 60 тысяч человек прошли традиционным для Царских дней Крестным ходом от Храма на Крови до Ганиной Ямы. Так завершился очередной фирменный ежегодный городской ивент.
Уже отгремели Иннопром, Ночь музыки и Ночь музеев, впереди - "Старый новый рок" и День города. Нравится это или нет, но Царские дни и Крестный ход-2019, видимо, теперь можно ставить в один ряд с этими событиями.
Квадрокоптеры над исповедальнями
Мероприятие год от года все меньше похоже на богослужение и все больше - на шоу. Впрочем, это шоу еще может сменить жанр и из развлекательного превратиться в политическое.
Подготовка к богослужению напоминала саундчек рок-концерта: с раннего утра на площади у Храма на Крови установили огромную сцену с алтарем и экранами. На ней, а не в храме, должна была состояться праздничная литургия. Из сквера у площади, куда подтягивались паломники, доносились жужжащие звуки, как будто туда свезли несколько десятков пчелиных ульев. Их источник находился в небе - стайки квадрокоптеров кружили над местом богослужения уже за час до его начала. В итоге только звуки литургии смогли заглушить это жужжание.
На подходе к храму уже можно было легко отличить участников крестного хода от зевак: женщин - по платкам и длинным цветастым юбкам, мужчины из числа верующих были либо в возрасте, либо в казачьей форме.
За полчаса до начала литургии на пятачке улицы Клары Цеткин собралась группа «золотой молодежи». Стоя у своих дорогих авто, они громко смеялись и обсуждали свои дела.
Понять, пришли ли они на крестный ход или же на встречу владельцев премиум-авто было решительно невозможно. Временами мимо ходили казаки с обязательными нагайками на поясе. То, что они не делали молодым людям замечаний и ничем не выдавали своего беспокойства по их поводу, еще сильнее сбивало с толку.
В определенный момент паломники потянулись к сцене.
Непосредственно на месте развернулась полевая кухня. Любой желающий мог угоститься солдатской кашей и сладким чаем с землистым вкусом.
Пресс-служба епархии тем временем наставляла журналистов: «В этом году огромное количество священников будет исповедовать людей на улице, а к причастию вынесут 100 чаш».
Как только диакон возвестил о начале литургии, и начали читать ектению, в народ спустилось 20-30 батюшек.
Установив мобильные исповедальные пункты - аналои, они принялись исповедовать тут же, прямо на улице, над ними так и летали беспилотники с камерами, на кающихся в упор светили большие прожектора, а многочисленные фотографы моментально облепили всех участников таинства исповеди.
В одном месте даже стоял знак, по стилистике напоминающий дорожный: характерный белый шрифт на синем фоне, надпись «Исповедь».
Людей было много, но никто не толкался. В толпе громко голосили нищие. Неподалеку кучковалась группа молодых и громких людей с имперскими флагами. Довольно сильно они отличались от остальных.
Импровизированный алтарь, выстроенный на сцене, был оборудован большими экранами, где шла трансляция. Иногда она сменялась видами города, снимаемыми квадрокоптерами в реальном времени. Некоторые приветственно махали ему руками.
На сцене соорудили и импровизированный клирос. На нем разметили вип-ложу. Выглядела она довольно скромно и символично. Будто светская власть на время смиренно разместилась в этом неприметном уголке.
Приметный Малофеев
Чтобы сфотографировать губернатора Евгений Куйвашева и мэра Екатеринбурга Александра Высокинского, фотографам приходилось проявлять изрядную смекалку и нахальство.
Тут же заметили, что на службе нет православных бизнесменов Андрея Козицына и Игоря Алтушкина. Предприниматели, ранее всегда посещавшие царскую службу, почему-то именно теперь, после протестов в сквере против строительства храма решили не приходить.
Не было видно и полномочного представителя президента России в УрФО Николая Цуканова. Хотя в прошлом году он присутствовал. Губернатор Евгений Куйвашев буквально накануне литургии комментируя дело о госизмене в полпредстве, по которому уже арестовано несколько человек работавших с Цукановым, сказал, что находятся они с ним состоят в хороших деловых отношениях. Почти одновременно с комментарием Куйвашева появилось интервью бывшего полпреда Игоря Холманских, который дипломатично осудил то, как власть вела себя во время протестов в сквере на Драме.
И все же на виду у прессы оказался один крупный предприниматель. Гендиректор телеканала Царьград, совладелец финансовой структуры Marshall Capital Константин Малофеев. В своей желтой форменной толстовке с двуглавым орлом и с окладистой ухоженной бородой он был очень приметен.
В Екатеринбурге он, по всей видимости, присутствовал в качестве председателя монархического общества русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл». Операторы и фотографы в форменных толстовках общества с орлом на спине попадались на глаза заметно чаще, чем немногочисленные местные журналисты и фотографы. Их пускали туда, куда местным журналистам вход был заказан.
Не покидало ощущение, что именно они тут хозяева, а все остальные тут только в гостях. В отсутствие двух основных спонсоров события - хозяев УГМК и РМК - это выглядело довольно двусмысленно.
Набор спикеров у мероприятия остался традиционным – члены «Двухглавого орла» историк Петр Мультатули, генерал-лейтенант Леонид Решетников (в итоге пресс-подход не состоялся) и вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова - родного племянника Николая II. На поминальной службе в Екатеринбурге Романова много говорила о пользе и необходимости покаяния за случившееся более 100 лет назад злодеяние наших предков. Но выглядело это немного странно, ведь настроение вокруг явно праздничное.
После службы и причастия народ с молитвой выдвинулся на Ганину яму по перекрытым городским улицам. Попеременно запевали сначала мужчины, потом женщины: «Иисусе Христе, сыне Боже, помилуй нас».
Периодически слышались голоса из полицейских раций, координирующих ход мероприятия. Дороги были перекрыты полицейскими машинами, но их явно не хватало, на подмогу вызвали автобусы из автопарков. Однако и этой техники было мало. Слишком много улиц приходилось перекрывать. Впрочем, полицейские действовали на опережение и перевозили вперед технику оттуда, где люди уже почти прошли.
Как и все остальные традиционные городские мероприятия в Екатеринбурге, Царские дни вместе с Крестным ходом явно развиваются, становятся статуснее и масштабнее, и это не может не радовать. Немного пугает только то, что происходящее все меньше напоминает священнодейство и все больше похоже на городской праздник.
А что будет дальше, лет через пять? Салют и гала-концерт и фестиваль покаяния? Только не это! Можно по-разному относится к тому, что более 100 лет назад произошло в доме Ипатьева, но совершенно точно там не произошло ничего такого, чтобы современному верующему захотелось отпраздновать.