Почему люди слушают музыку и как отличить хорошее произведение от плохого?
Если даже вы не являетесь меломаном и не слушаете музыку от слова совсем, — ваша жизнь проходит в тесной связи с звуками и мелодиями. Так что, не обманывайте себя — аудио восприятие приносит вам ровно столько же удовольствий, сколько и самым прожженным ребятам, которые не вынимают AirPods из ушей.
Как это работает?
Во всем виноват наш мозг — в большей степени те части, в которых генерируются эмоции и система "вознаграждения" (о ней чуть позже).
Речь сейчас, на самом деле, о любых звуках. Наша голова, как корпус от гитары, в которую ежесекундно поступают сигналы, и она резонирует. Разница в частоте и интенсивности активирует различные доли нашей черепушки. Таким образом мы можем не только отличить звон колокольчика от крика чайки, но и запомнить условия и объект, который издает конкретный звук.
Музыкальное восприятие — контекстно. Это значит все, что мы слышим на протяжении жизни может вернуть нас в самые счастливые и уникальные места. Треск костра напомнит о посиделках с родителями в детстве, а какая-нибудь "Батарейка" — о том июньском вечере, когда ты обжимался с Таней Мешковой во дворе возле школы. Именно в этом и кроется основная, эмоциональная, причина нашей любви к музыке.
Надевая наушники или врубая радио в тачке, мы погружаемся в свой внутренний мир (в реальности, мир не такой уж внутренний). А музыка на вечеринке поможет социализироваться и выстроить контакт. Правда здорово?
Тогда почему одна музыка нас цепляет, а другая остается фоном в ушах?
Еще кусочек биологии и физиологии. Один. Маленький. Последний. Обещаю.
Решение нравится/не нравится появляется в вентромедиальной префронтальной коре (это затылок). Как, по какому принципу и почему одна песня западает в души, а другая — проходит мимо? Ответ у науки есть, но мы — про музыку. На ней и сосредоточимся.
Жанровая специфика
В 14-18 лет у человека происходит становление вкусовых предпочтений. Под жестким напором гормонов в уши подростков попадает рэп, рок, транс и любая другая музыка, отличная от трендов старшего поколения.
Для 80% людей именно так формируется любимое направление.
Но с возрастом контрасты стираются, и нам проще мириться с "чужими" предпочтениями.
А когда любая музыка может стать хорошей, самое время найти критерии оценки.
Что такое "хорошая" музыка?
Вопрос риторический, на самом деле. Для разных стран, культур и времен ответ — свой. Поэтому дальше будет субъективный анализ.
Критериев для оценки может быть несколько. Начнем с самых очевидных. C ритмики.
Темп музыки очень важен. Идея в том, что в лучших примерах ритм — усилитель смысла.
Лучшие DJ говорят, что идеальный битрейт — 128 ударов в минуту — это примерная частота биения сердца при клубных танцах.
В районе 110 — 120 ударов находятся самые хиты всех радиостанций. Вся коммерческая музыка на радио стремится к такому формату — незамысловатые тексты в совокупности с горячим битом воздействуют на эмоциональное состояние слушателя. А когда пользователь "под кайфом", он пропускает очевидные косяки в производстве.
Например, Элджей. Чувак регулярно влетает в ТОПы российских чартов, но при этом в сознании большинства остается так себе музыкантом.
Вот один из его свежих треков в сравнении с Хитом 6-месячной давности.
После таких "новинок" нашу сцену серьезно не воспринимают, но это неверно — простота и минимализм сейчас в моде.
НО!
Смотрите. Возьмем модный битрейт и посмотрим на все, что твориться в мировой индустрии.
Здесь типичный биток существует в ярком флере музыкальной постобработки.
И это, наверно, основной критерий качества для такого музла — заморочки звукорежиссеров.
Другой подход
Коммерческие проекты крайне редко выбирают горизонтальный рост — долго полировать и искать новое звучание крайне затратно для кошелька.
А вот исполнители второго эшелона и представители задротских жанров (R&B, Jazz, Newschool и т.д.) вполне могут выдать что-то свежее — и это абсолютно другой критерий качества.
Если сосредоточится на главных признаках, то площадок для экспериментов не так много — ломанный бит, новые неожиданные минуса и специфичная запись.
Хочешь приблизится к истокам? Записывай трек на лампу.
Хочешь найти другую публику? Замиксуй нестандартные саунд-решения.
Хочешь, чтобы твой рэп называли "новой школой"? Ускорь биток в середине и замедли ближе к концу.
И, если задуматься, ничего другого быть не может. Это как RGB-система — три цвета, но масса возможностей.
Получается, чтобы выделиться на современной музыкальной сцене, достаточно придумать свою дрампартию и поженить ее с современной аранжировкой.
Кажется просто? Почти всегда это кончается провалом. Пример — Иван Дорн. Парень так заигрался, что перестал быть понятным большим массам.
Как отличить?
Фильтра будет два.
Первый — разобраться зачем. Понять куда трек должен бить и добивает ли он до вас.
Если даже песня не зашла — это не повод ее хоронить.
Второй фильтр — понимая кому и зачем трек нужен, оценить его в своей среде. Если есть хотя бы отдаленная надежда на новшество и трек раскрывается с каждым прослушиванием — это достойная работа.
Другое дело, что во всей массе ежедневного музыкального насилия трудно оставаться «в теме».
Для того, чтобы было проще мы и открываем проект Heat Muse.
Добро пожаловать в новый музыкальный мир! Дальше будет интереснее!