Найти тему

Искусство музыкального восприятия.

Почему люди слушают музыку и как отличить хорошее произведение от плохого?

Если даже вы не являетесь меломаном и не слушаете музыку от слова совсем, — ваша жизнь проходит в тесной связи с звуками и мелодиями. Так что, не обманывайте себя — аудио восприятие приносит вам ровно столько же удовольствий, сколько и самым прожженным ребятам, которые не вынимают AirPods из ушей.

Как это работает?

Во всем виноват наш мозг — в большей степени те части, в которых генерируются эмоции и система "вознаграждения" (о ней чуть позже).

Речь сейчас, на самом деле, о любых звуках. Наша голова, как корпус от гитары, в которую ежесекундно поступают сигналы, и она резонирует. Разница в частоте и интенсивности активирует различные доли нашей черепушки. Таким образом мы можем не только отличить звон колокольчика от крика чайки, но и запомнить условия и объект, который издает конкретный звук.

Музыкальное восприятие — контекстно. Это значит все, что мы слышим на протяжении жизни может вернуть нас в самые счастливые и уникальные места. Треск костра напомнит о посиделках с родителями в детстве, а какая-нибудь "Батарейка" — о том июньском вечере, когда ты обжимался с Таней Мешковой во дворе возле школы. Именно в этом и кроется основная, эмоциональная, причина нашей любви к музыке.

Надевая наушники или врубая радио в тачке, мы погружаемся в свой внутренний мир (в реальности, мир не такой уж внутренний). А музыка на вечеринке поможет социализироваться и выстроить контакт. Правда здорово?

Тогда почему одна музыка нас цепляет, а другая остается фоном в ушах?

Еще кусочек биологии и физиологии. Один. Маленький. Последний. Обещаю.

Решение нравится/не нравится появляется в вентромедиальной префронтальной коре (это затылок). Как, по какому принципу и почему одна песня западает в души, а другая — проходит мимо? Ответ у науки есть, но мы — про музыку. На ней и сосредоточимся.

Жанровая специфика

-2

В 14-18 лет у человека происходит становление вкусовых предпочтений. Под жестким напором гормонов в уши подростков попадает рэп, рок, транс и любая другая музыка, отличная от трендов старшего поколения.

Для 80% людей именно так формируется любимое направление.

Но с возрастом контрасты стираются, и нам проще мириться с "чужими" предпочтениями.

А когда любая музыка может стать хорошей, самое время найти критерии оценки.

Что такое "хорошая" музыка?

Вопрос риторический, на самом деле. Для разных стран, культур и времен ответ — свой. Поэтому дальше будет субъективный анализ.

Критериев для оценки может быть несколько. Начнем с самых очевидных. C ритмики.

Темп музыки очень важен. Идея в том, что в лучших примерах ритм — усилитель смысла.

Лучшие DJ говорят, что идеальный битрейт — 128 ударов в минуту — это примерная частота биения сердца при клубных танцах.

В районе 110 — 120 ударов находятся самые хиты всех радиостанций. Вся коммерческая музыка на радио стремится к такому формату — незамысловатые тексты в совокупности с горячим битом воздействуют на эмоциональное состояние слушателя. А когда пользователь "под кайфом", он пропускает очевидные косяки в производстве.

Например, Элджей. Чувак регулярно влетает в ТОПы российских чартов, но при этом в сознании большинства остается так себе музыкантом.

Вот один из его свежих треков в сравнении с Хитом 6-месячной давности.

После таких "новинок" нашу сцену серьезно не воспринимают, но это неверно — простота и минимализм сейчас в моде.

НО!

Смотрите. Возьмем модный битрейт и посмотрим на все, что твориться в мировой индустрии.

Здесь типичный биток существует в ярком флере музыкальной постобработки.

И это, наверно, основной критерий качества для такого музла — заморочки звукорежиссеров.

Другой подход

Коммерческие проекты крайне редко выбирают горизонтальный рост — долго полировать и искать новое звучание крайне затратно для кошелька.

А вот исполнители второго эшелона и представители задротских жанров (R&B, Jazz, Newschool и т.д.) вполне могут выдать что-то свежее — и это абсолютно другой критерий качества.

Если сосредоточится на главных признаках, то площадок для экспериментов не так много — ломанный бит, новые неожиданные минуса и специфичная запись.

Хочешь приблизится к истокам? Записывай трек на лампу.

Хочешь найти другую публику? Замиксуй нестандартные саунд-решения.

Хочешь, чтобы твой рэп называли "новой школой"? Ускорь биток в середине и замедли ближе к концу.

И, если задуматься, ничего другого быть не может. Это как RGB-система — три цвета, но масса возможностей.

Получается, чтобы выделиться на современной музыкальной сцене, достаточно придумать свою дрампартию и поженить ее с современной аранжировкой.

Кажется просто? Почти всегда это кончается провалом. Пример — Иван Дорн. Парень так заигрался, что перестал быть понятным большим массам.

Как отличить?

-3

Фильтра будет два.

Первый — разобраться зачем. Понять куда трек должен бить и добивает ли он до вас.

Если даже песня не зашла — это не повод ее хоронить.

Второй фильтр — понимая кому и зачем трек нужен, оценить его в своей среде. Если есть хотя бы отдаленная надежда на новшество и трек раскрывается с каждым прослушиванием — это достойная работа.

Другое дело, что во всей массе ежедневного музыкального насилия трудно оставаться «в теме».

Для того, чтобы было проще мы и открываем проект Heat Muse.

Добро пожаловать в новый музыкальный мир! Дальше будет интереснее!