Ещё в начале 60х годов, на Заводе имени Лихачёва задумались о грузовике, который заменит ранее созданный ЗИЛ 157.
В 1966 году был выпущен ЗИЛ 131 (трёхосный, пятитонный грузовик, с двигателем от ЗИЛ 130 (150 сил),с некоторыми доработками), который выпускался на заводе до 1994 года ( с 1986 года зил 131 н)
Еще до выпуска в серию 131 проявил себя отличной проходимостью и достаточной надежностью, чем и привлёк внимание военных. Поэтому в основном производился для армии.
В 1994 проект был полностью передан на Уральский автомоторный завод, где производство 131 осваивалось с 1987 года ( впрочем так же поступили и с ЗИЛ 130).
Под названием ЗИЛ 131, грузовик производили до 2002 года, после чего был переименован в Амур 531340 (полный аналог 131), из за банкротства завода.
Амур 531340 выпускался до 2010 года.