"У нас было лучшее в мире образование" - эту фразу наверно не слышал только глухой. Конечно, приятно в это верить. Но давайте задумаемся - правда ли это?
Прежде всего вспомним простую истину - "Все познаётся в сравнении". Когда что-то называешь лучшим, значит с чем-то сравнивал. А иначе как ты узнал, что это лучшее? Значит, чтобы оценить советское образование - надо сравнить его с системой образования других стран.
И тут начинается самое интересное. Попробуйте людям старой закалки задать такие вопросы: Чему учили детей в школах Германии? А Швеции? А Норвегии? Какое было образование в Израиле, в США, Канаде? Что представляет из себя учебная программа японских школьников? И поверьте - конкретных ответов вы не услышите. Потому что, рассуждая о советском образовании, эти люди не знают никакого другого.
Пойдём дальше - возьмём в пример высшее образование (университеты, институты). Есть такое понятие - престижная учёба. И "престижная" подразумевает не финансовую сторону, а учёбу и выпуск высококлассных специалистов. Самыми престижными университетами в мире были и остаются - Гарвардский, Колумбийский, Кембриджский и Оксфордский. Наш родной МГУ никогда в эту престижную плеяду не входил. Да и партийные работники частенько отправляли своих детей учиться за границу - а это весьма странно, когда в своей стране есть лучшее в мире образование.
А при опросах людей, учившихся в советские времена, иногда обнаруживаются даже забавные вещи. Например, людям, получившим высшее образование при СССР, задают вопросы, которые входили ещё и в школьную программу.
1. "Что является причиной смены сезонов?" - Поразительно, но 70% людей дали неправильный ответ.
2. "Правда ли, что жители Латинской Америки говорят на латинском языке?" - Из 10 человек 8 отвечали "да".
И таких примеров достаточно много.
Следующий вопрос: было ли советское образование интересным? Вместо ответа достаточно вспомнить соотношение отличников и троечников в любом классе. Троечников всегда было больше, потому что учёба в СССР не особо привлекала. Те, кто сам учился при СССР, наверняка помнит те забавные эпизоды, когда на уроках ученики тайком играли в морской бой вместо того, чтобы слушать учительницу. А когда я вспоминаю количество грамматических ошибок, которые лепили в диктантах школьники даже старших классов - это и смех и грех. Причём такие ошибки лепили даже те, кто знал наизусть все правила.
Но кульминацией советского образования стало, конечно же, отношение множества советских людей к массовым телесеансам. Люди как зачарованные слушали Кашпировского и Чумака и выполняли все их предписания, хотя предписания второго шли вразрез со всем, чему учила людей советская система образования.
Что можно сказать в итоге? Советское образование действительно давало много полезного, учило полезному. Но кроме полезного, там было много совершено бесполезных вещей и предметов. Там не было альтернативных взглядов, вместо этого был догматичный упор на одну идеологию. И самое главное - любое образование достойно похвал лишь тогда, когда оно не учит мыслям, а учит мыслить. А вот со вторым в советской системе были серьёзные проблемы.
Советское образование было ХОРОШИМ. С этим спорить нельзя. Но ЛУЧШИМ в мире оно никогда не было.