4,4K подписчиков

Фантасмагорическая булгакиада. Часть 1

243 прочитали

Один из любопытнейших и абсолютно неизвестных фильмов 1990-х годов - фильм "Красный остров" А. Фенько. Он был снят в 1991 году. Почти все фильмы, снятые тогда, постигла та же судьба - неизвестность. Но этот фильм, где в главной роли снялся Александр Феклистов - достоин и отдельного рассказа и обязательного просмотра. Перед нами настоящая фантасмагорическая булгакиада. Режиссер соединил в своей фильме несколько произведений Булгакова: «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада» и ряд ранних рассказов. Поэтому мой рассказ получится длинным, я его поделю на две части.

Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков

Главный герой фильма, писатель Поляков, противостоит бюрократической системе, представленной в образе цензора Главреперткома Саввы Лукича. Само название фильма символично, оно прямо говорит о «красном», то есть коммунистическом прошлом, и об «острове» - стране, отрезанной от остального мира коммунистической идеологией и железным занавесом. В обстановке этого «красного острова» существует главный герой фильма – писатель Поляков.

В экспозиции фильма главному персонажу писателю Полякову является дьявол под именем Рудольфио. Знакомая тема, верно? Рудольфио хочет взять для прочтения рукопись нового романа, который отвергли в издательстве. Отзывы самого писателя о своём романе, что это «плохой роман», «его цензура не пропустит», а также последующий ответ Рудольфио «я этот роман у вас беру», наводят зрителя на аналогию с романом Мастера о Пилате, и на диалог Мастера с Воландом.

Рудольфио своей шляпой с пером отсылает почти к фольклорному образу дьявола, Мефистофеля, который традиционно вмешивается в судьбы людей. Поляков говорит о себе, что он «бывший доктор». Так режиссер отсылает зрителя к личности самого Булгакова и сообщает фильму биографические нотки: главный герой несет в себе как черты Мастера, так и черты самого М. Булгакова.

Кадр из фильма "Красный остров", 1991 г. В роли дьявола Рудольфио - замечательный артист Андрей Болтнев
Кадр из фильма "Красный остров", 1991 г. В роли дьявола Рудольфио - замечательный артист Андрей Болтнев

В фильме развивается один основной конфликт: писатель и система, творческая личность и система. Режиссер отталкивается от мысли, что человек – бесправный винтик в подавляющей его машине власти.

Фильм создает впечатление нереального существования, наполняющего жизнь главного героя. Писателю Полякову является дьявол, он видит сам себя Мольером, герои произведения Полякова обитают на Багровом острое, а сам он легко и свободно беседует с Лениным.

Сцена встречи писателя Полякова с Лениным читается как столкновение мира искусства и власти. Поляков после ряда мытарств попадает в кабинет вождя с просьбой. Быт Полякова более чем незамысловат. Комната в коммунальной квартире, нищенская обстановка. У вождя прекрасный кабинет во дворце, большой, с огромными окнами, хрустальной люстрой и пальмами. Ленин сидит за большим столом, перед ним – проситель Поляков.

Между ними идёт странный диалог. «Я писатель, моя мечта лежать на полу у себя в комнате и сочинять роман. А Бунша-Корецкий не даёт мне прописки! Говорит, вылетайте, как пробка… Но я не пробка, Владимир Ильич, я не пробка! Я человек! И моя мечта – получить прописку, а меня хотят выгнать. У меня не осталось никаких надежд, ни на кого, кроме как на вас, председателя Совета Народных Комиссаров», - говорит Поляков. «Так-так», - поддакивает ему Ленин. Затем Ленин снимает трубку и говорит кому-то: «Дайте Полякову прописку. Пусть сидит веки вечные в комнате и пишет там роман про звёзды, ну и тому подобную чепуху».

Только бред адекватный способ существования в невозможной атмосфере социального слома. Сцена беседы с Лениным фантасмагорична, помещена в мистическое пространство.

Поляков, просит Ленина о прописке в комнате сестры), а Ленин определяет его «на веки вечные» на вожделенной жилплощади без права выхода с неё. Власть приковывает того, кто должен служить ей, сомнительными благами к одному конкретному пространству, из которого нет выхода. А ведь писатель, творец должен быть свободен.. Но это покровительство власти лишает дух свободы, так как власть требует послушания, а, значит, рано или поздно потребует и лжи в угоду себе, ради обслуживания собственных интересов.

Забота и материальные блага, полученные от власти, столь же сомнительны, как и деньги, полученные от дьявола. Ибо эти деньги – обман и фальшивка, фантики. Здесь можно вспомнить историю с деньгами, разбросанными в варьете Воландом в романе «Мастер и Маргарита».

(с) Продолжение следует!

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.