Найти тему
N + 1

О чем рассказали руины древнегреческого театра в Фуриях

Относительно недавно греческие археологи, работавшие в античном городе Фурии, раскопали древний театр. Среди руин уцелели даже канавки, по которым когда-то двигались простейшие сценические машины. Историки театра знают о таких устройствах, но физические свидетельства их существования можно пересчитать по пальцам одной руки. Вспоминаем наш текст о том, чем интересен театр в Фуриях.

Сами по себе раскопки Фурий (Θουρία) — прекрасная иллюстрация того, что еще не все найдено даже в таком хорошо исследованном краю, как южный Пелопоннес. О существовании города Фурии археологи знают из путеводителя Павсания «Описание Эллады». Деревня с таким названием существует и по сей день, сейчас она входит в муниципалитет Каламата. Совсем рядом с Фуриями расположена крошечная деревенька Эфея (Αιθαία). Павсаний, рассказывая о Фуриях, пишет, что у Гомера этот город назывался Анфея («Илиада», IX: 293). Но найти Анфею-Фурии не удавалось.

Разрешил загадку Антониос Цагклис, житель Эфеи, который в 2007 году обнаружил фрагмент древней массивной подпорной стены на заросшем густым кустарником холме. Рядом расположена старинная церковь Божьей Матери (XIII века), в интерьере и стенах которой видныантичные архитектурные фрагменты. Цагклис сложил два и два и сообщил о находке местному археологическому управлению. Возглавлявшая его Ксени Арапоянни (Xeni Arapogianni) сразу оценила важность находки, но полноценные раскопки начала в 2009 году.

За десять лет в Фуриях нашли общественные здания, в том числе храм Асклепия, бога врачевания, но это предсказуемый результат — что за город без храма? А вот открытие в 2016-м театра стало настоящим сюрпризом: о нем не сообщали никакие античные источники. Предварительно его датируют IV веком до нашей эры.

Древнегреческий театр был устроен просто: зрители сидели в аудитории — театроне (под открытым небом, конечно), перед ними была круглая площадка — орхестра, где стоял или танцевал хор, а за орхестрой была видна скена. Скена сначала, судя по всему, была простой палаткой, затем она превратилась в легкую деревянную клетку или комнатку, а потом стала более основательным, часто каменным, сооружением. Хор подходил к орхестре по специальному проходу — пароду.

В Фуриях нашли и зрительские места театрона, и орхестру, и два парода — по обе стороны орхестры. Диаметр последней в Фуриях составляет 16,3 метра. Для сравнения: в афинском театре Дионисия в классическую эпоху диаметр орхестры был 27 метров (позднее ее еще увеличили).

Самым удивительным при раскопках театра в Фуриях оказались желоба для передвижения театральных машин. О них мы знаем непосредственно из античных пьес, комментариев к ним и из раскопок театра в Эретрии (остров Эвбея).

На этой фотографии видны четыре мраморных желоба — на переднем плане один из них раскопан полностью, остальные пока только-только виднеются из-под слоя земли
На этой фотографии видны четыре мраморных желоба — на переднем плане один из них раскопан полностью, остальные пока только-только виднеются из-под слоя земли

Аристофан, великий комедиограф, часто включал в свои пьесы элементы «метатеатра»: его герои обращаются к зрителям, шутят по поводу устройства представления, обращают внимание зала на условности и обыгрывают их. Так, в «Облаках», злой сатире на современную Аристофану философию, герой Стрепсиад беседует с Сократом. Сократ в это время висит в корзине над сценой (в русском переводе Адриана Пиотровского — в гамаке). Каким образом подвешена корзина? Ее держит кран, «механе». Вообще-то кран в греческие пьесы ввели для того, чтобы переносить актера, играющего божество, со специальной платформы «теологейон» на скену или наоборот. Но у насмешника Аристофана, конечно же, все не так:

Стрепсиад (кричит)
          Сократ!
          Сократушка!
Сократ
          Что, бедный человечишка?
Стрепсиад
           Скажи сначала, чем ты занимаешься?
Сократ
          Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил.
Стрепсиад
          В гамак забравшись, на богов взираешь ты.
          Но почему же не с земли?
Сократ (важно и торжественно)
          Бессильна мысль
          Проникнуть в тайны мира запредельного,
          В пространствах не повиснув и не будучи
          Соединенной с однородным воздухом.
          Нет, находясь внизу и взоры ввысь вперив,
          Я ничего б не понял. Сила земная
          Притягивает влагу размышления.
          Не то же ли случается с капустою?


В другой комедии,
«Мир», Аристофан вводит метатеатральный прием самым неприкрытым образом. Тригей, главный герой, земледелец, в прологе летит к богам на Олимп верхом на навозном жуке и кричит от ужаса:

Ай-ай-ай-ай! Как страшно! Не до шуток мне!
Эй ты, машинный мастер, пожалей меня!
Какой-то вихрь ужасный вкруг пупка подул.
Потише, а не то я накормлю жука!

(Пер. А. Пиотровского).


Машинный мастер, как не трудно догадаться, — это крановщик. Зрители наверняка стонали от восторга над таким обнажением приема (и туалетной шуткой, разумеется). К сожалению, никаких остатков или хотя бы изображений сценического крана до нас не дошло.

«Всадники» в античном театре. Изображение на вазе

Staatliche Museen
«Всадники» в античном театре. Изображение на вазе Staatliche Museen

Из античных же источников мы знаем об эккиклеме, платформе на колесах, которую выкатывали из скены (напомним, это было закрытое помещение) к хору и зрителям, чтобы показать нечто, произошедшее не на глазах у аудитории: например, тела убитых Агамемнона и Кассандры в «Агамемноне» Эсхила. В современных переводах, например у С. Апта, сценические указания излагают так:

Двери дворца отворяются.
Видны тела Агамемнона и Кассандры.
Из дворца выходит Клитемнестра.


Историки театра по поводу этого места не соглашаются друг с другом уже много лет: одни считают, что к зрителям выкатывали эккиклему, другие полагают, что в скене и правда открывались двери. Дело в том, что об эккиклеме впервые
сообщает только поздний источник II века нашей эры — Полидевк. От Эсхила его отделяют чуть ли не 600 лет.

Схема устройства направляющих желобков, ведущих из скены к орхестре, которые были обнаружены при раскопках театра в Эретрии
Схема устройства направляющих желобков, ведущих из скены к орхестре, которые были обнаружены при раскопках театра в Эретрии

Однако американский археолог Эндрю Фоссум, который в конце XIX века работал на раскопках театра в Эретрии, нашел параллельно уложенные мраморные плиты с канавками шириной 5 сантиметров, ведшие от скены к орхестре. Фоссум пришел к выводу, что эти борозды помогали участникам спектакля катить эккиклему. Без канавок колеса тяжелой платформы попросту застревали бы: ведь пола в театре не было, актеры и хор ходили по плотно утоптанной земле.

На фотографии, сделанной в Фуриях в сезоне 2017 года, хорошо видны параллельно уложенные мраморные плиты с канавками, только их четыре. Две центральные плиты ведут от двери скены к орхестре — точно как в Эретрии. О назначении двух боковых пока трудно сказать что-то определенное.

Еще на одном снимке театра в Фуриях видна глубокая канавка вокруг орхестры. По крайней мере в одной заметке о раскопках ее интерпретируют как бороздку для вращающейся эккиклемы, но это прозаический водосточный желоб.

Глубокая канавка вокруг орхестры театра в Фуриях — не направляющая для театральных машин, а водосточный желоб
Глубокая канавка вокруг орхестры театра в Фуриях — не направляющая для театральных машин, а водосточный желоб
Фрагменты раскопанного в Фуриях театра
Фрагменты раскопанного в Фуриях театра
Фрагменты раскопанного в Фуриях театра
Фрагменты раскопанного в Фуриях театра

* * *

История с находкой театра в Фуриях — отрадный парадокс: в провинциальном городе уцелело то, что исчезло в самых хорошо изученных театрах Греции. Большие площадки слишком часто перестраивали и слишком активно перекапывали. Мы очень мало знаем о том, что и как ставили вдалеке от больших городов, но вот эта крошечная, совершенно техническая деталь — использование сценической машины — странным образом приближает нас к древним грекам, к их интересам и увлечениям. Ведь мы тоже любим театр и специальные эффекты, пусть даже самые простые и комичные.

Юлия Штутина