Найти тему
Тонкая штучка

Булгаковский экран. Часть 2

Не так давно, в 2012 году, британцы выпустили замечательный сериал с Дэниелом Рэдклифом, нашим замечательным Гарри Поттером, по мотивам рассказов Михаила Булгакова "Записки юного врача". И очень мало кто помнит, что в 1991 году, в момент разрушения старого мира, режиссер Михаил Якжен создал полный метр под тем же названием: "Записки юного врача".

Кадр из Фильма "Записки юного врача". М. Якжен, 1991 год
Кадр из Фильма "Записки юного врача". М. Якжен, 1991 год

В своей работе режиссер акцентирует внимание зрителя на теме предчувствия апокалиптического ужаса войны, на теме человеческого страдания на такой войне. В рамках этой темы получает развития образ главного героя - доктора Бомгарда.

Автор фильма вступает в диалогическое взаимодействие со всей предшествующей культурой: А. Чехов, И. Бунин, М. Булгаков, выстраивая взаимосвязи и переходя к интертекстуальным сопоставлениям. Это замечательный пример постмодернистского подхода, когда диалог культур приводит к взаимодействию с разными литературными мирами.

Главный герой погружён в анализ собственного сознания и личности, в переосмысление результатов собственной деятельности. Он – представитель уходящей эпохи. В конечном итоге, доктор Бомгард отправляется военврачом на фронт Первой мировой войны, оставив свою возлюбленную, более или менее налаженный быт и старинное очарование места, в котором он прожил всё это время. Его мир рухнул, осознавая это, он едет на войну, где (может быть он надеется на это) рухнет окончательно и его физическое существование.

М. А. Булгаков (1926)
М. А. Булгаков (1926)

Отражение уходящего мира в экранном образе выстроено при помощи аллюзий с художественным миром А.П. Чехова. В фильме М. Якжена последовательно развивается лирическая образность: приглушенные световые контрасты, цветовые решения, выраженные в нежных оттенках, сопровождают картины патриархального быта дореволюционной деревни и формируют внутреннее художественное пространство земской больницы.

Гибель страны ещё только предчувствуется. Для режиссера важно было вывести в экранный образ это невыразимое предчувствие гибели. Образы жизни и образы войны несопоставимы. Чтобы доказать это, режиссеру требовалось продемонстрировать, что гибельный процесс начинается с малого, а обрушивает все миры: и миры людей, и миры целых стран.

Поразительно, но Михаил Якжен исключительно тонко прочувствовал ту трагедию, что вершилась в 1991 году на его глазах.

В фильме раскрывается тема поиска веры, остро вставшая в России рубежа 1980-1990-х годов. В финале фильма, в последних кадрах перед зрителем купол храма с поверженным крестом, сам храм – разрушен. Это итог войны, итог революции. В фильме звучит тема покаяния. Да, можно бы подумать, что это отсылка к советской атеистической действительности. Но теперь, по прошествии почти 30 лет, мне кажется, это слишком узкое понимание этого знака. Увы, но поверженные кресты символ и нашего времени.

(с)

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Читайте также: Булгаковский экран. Часть 1