Найти тему

Неудобная правда: за что власти не любили Верещагина?

Гора черепов, мародеры и ужасы войны – художник изображал битвы не поэтично, а правдиво.

Василий Верещагин «Побежденные. Панихида» (1879)
Василий Верещагин «Побежденные. Панихида» (1879)

Во все времена власть использовала искусство как инструмент пропаганды. Возьмем, к примеру, архитектуру: Триумфальная арка в Париже возведена по приказу Наполеона, чтобы напоминать горожанам о победах армии.

Батальный жанр в живописи часто использовался, чтобы прославлять героизм армии и полководца. Но картины Верещагина не поднимают боевой дух. Он писал сражения реалистично, обличая тот факт, что бой – это не только победы, мужество воинов и чествование победителей, но, в первую очередь, боль, потери и страх с обеих сторон. На раме картины «Апофеоз войны» (1871) Верещагин оставил важное послание: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Василий Верещагин «Апофеоз войны» (1871)
Василий Верещагин «Апофеоз войны» (1871)

От триумфа к критике

В 25 лет Василий Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора быть при нем художником. В Самарканде он участвовал в противостоянии русских солдат и местных жителей и о сражениях знал не понаслышке.

Часто художники-баталисты работают так: выбирают историческую сцену, придумывают сюжет, подбирают натурщиков, делают многочисленные наброски, а потом «собирают» их на масштабном полотне. Получается своего рода режиссура в живописи.

Верещагин поступал по-другому. Он работал как документалист, военный корреспондент.

Поначалу его картины нравились власти, а выставки имели успех в России, Германии, Лондоне… Но затем мнение о нем в России поменялось. Император сказал, что, судя по работам, Верещагин или не в себе, или скотина. Его обвиняли в симпатии врагу, но, на самом деле, главной симпатией художника была правда.

Василий Верещагин «После удачи» (1868)
Василий Верещагин «После удачи» (1868)

Война и мир

Часто Верещагина называют пацифистом, но утверждение спорно, ведь художник и сам принимал участие в сражениях. Он бывал на трех войнах, а смерть нашел на последней: в ходе русско-японской войны художник оказался на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на мине.

Верещагин осознавал ужас войны и при этом не мог от нее отказаться, ведь без присутствия на фронте не мог создавать столь сильные работы. Он поражался тому, что люди по всему миру хотят убивать друг друга разными способами и под разными предлогами, а главное – оправдывают себя благими намерениями.

Василий Верещагин «Ночной привал великой армии» (1897)
Василий Верещагин «Ночной привал великой армии» (1897)

С одной стороны, Верещагин говорил, что на самом деле хотел писать не войну, а солнце, с другой – добровольно отправлялся на фронт, чтобы привести оттуда реалистичные рисунки. Возможно, феномен Верещагина лучше всего описал Крамской, который говорил, что картины коллеги интересны и поучительны, но сам он как личность еще более интересен.

Зачем он всю жизнь отправлялся на войну, которую так не любил? Возможно, художник «охотился на сражениями», чтобы однажды их стало меньше.