Об этом концерте часто вспоминают читатели моего блога, поэтому я решил узнать подробности у солиста "Веселых ребят" Юрия Петерсона. Вот что он рассказал:
- По всей видимости, первый «фанерный» концерт в России, вернее - в Советском Союзе, тоже отыграли «Весёлые Ребята», - считает Юрий Петерсон. - Это было в мае 1971 года в Москве на стадионе «Динамо». Для того, чтобы озвучить огромный стадион, вмещавший до 50 тысяч народу, не хватило бы никакой аппаратуры, которая имелась в наличии. Даже если из ресторанов со всей Москвы всё забрать и поставить, и тогда был бы слышен один хрип да скрежет. Паша Слободкин решил пойти своим путем: он договорился с фирмой «Мелодия», и нам была представлена студия, на которой мы записали фонограммы для этого концерта.
Погода стояла дивная, солнышко пригревало, народу на стадион набилось – тьма. И все было бы хорошо, но... наш звукорежиссер не срекордировал эти записи, и в результате перепутал все песни. Вот «поем» мы песню «Разметалось поле». Звучит всё отлично! Все счастливы, стадион ревёт! Затем звукорежиссер ставит новую плёнку и вдруг на весь стадион раздается: «Внимание! Дубль второй... Запись...» И над стадионом снова раздалось:
«Разметалось поле без конца и края,
Утро в синих росах дали открывает…»
Сначала наступила гробовая тишина, потом послышались робкие свистки, а затем взлетел истошный вопль: «Ну, хоть одну песенку живьём!» И потом начали свистеть, наверное, все 50 тысяч человек, заполнившие трибуны стадиона «Динамо». Я думаю, что этот свист даже у стен Кремля был слышен.
Испугались мы не на шутку, думали, что нас убьют, затопчут ногами. Машин ни у кого еще не было, все ездили на метро, и мы боялись, что на улице нас узнают и побьют. Поэтому мы спрятались в подтрибунное помещение, и не выходили оттуда часа полтора.
Но все билеты на концерты были проданы, работать надо, и хитрый Слободкин где-то нарыл аппарат. Может, из других городов привезли. Может, из Ленинграда подкинули. Может, испуганное начальство по цековским сусекам пошустрило. Но уже на следующий день у нас на сцене стояла гора колонок и усилителей высотой с пятиэтажный дом. Оставшиеся концерты мы, естественно, отработали «живьём» и звучали замечательно. Но первый «фанерный» концерт – это не попса, это были мы!
Работа в студии
Главный итог концертов на «Динамо» заключается в том, что мы прорвались в профессиональную студию и записали все, что было можно. Набралось час двадцать минут звучания! Я был очень горд профессионализмом нашей команды, когда мы пришли на «Мелодию» и за две смены сделали все наши фонограммы. Сначала живьем, без наложений был записан весь инструментал. Пришли, грохнули – и все! А в следующую смену записали вокальные партии. Первый дубль, второй дубль – готово! На «Мелодии» все было расписано даже не по часам, а по минутам, поэтому пить чай, кофе или коньяк и одновременно обсуждать, как лучше сыграть то или это возможности не было.
Но я очень рад советской школе, так как она дала мне понимание, что никакого следующего дубля может не быть, поэтому всё надо делать сразу и сейчас. Да, бывает, если ты что-то не допел не по своей вине, то можно и ещё один дубль сделать, но работать надо, как говориться, сто из ста. Впрочем, для нас это не составляло особого труда. Мы были живой командой, постоянно игравшей концерты. Для начала репетировалась песня, потом она «вкатывалась», как мы говорили, в концерт. А потом уже готовая, «вкатанная» песня шла на запись. А работать во время записи с каждой фразой было, во-первых, как мы считали, непрофессионально, а во-вторых, для этого элементарно не хватало времени.
Эти навыки нам потом очень пригодилось в Чехословакии, когда мы на местной студии записывали наши песни. Чешские режиссеры очень сильно к нам придирались. Чуть что не так: «Стоп! Снова!» В конце концов мы обозлились и всё записали со второго дубля!
А эти час двадцать минут «мелодийских» записей Паша Слободкин потом превратил в шесть хитовых пластинок.