Найти тему
BiblioKlin

Самый могучий из "Могучей кучки"

Милий Алексеевич Балакирев
Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев родился 21 декабря (2 января) 1837 года в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Игре на фортепиано обучался под руководством матери.

Музыкальному развитию способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме которого Балакирев знакомился с музыкальной литературой, с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. Скромным провинциалом, совсем еще юношей, прибыл он в Петербург и здесь с феноменальной быстротой превратился в одного из ведущих музыкальных деятелей столицы. Подобное превращение оказалось возможным лишь в условиях могучего подъема, всколыхнувшего все русское общество. В 1855 году Балакирев встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе. Балакирев в 1853-55 годах состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856-м дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В 50-60-е годы Милий Алексеевич создал «Увертюру на тему испанского марша»(1857), «Увертюру на темы трех русских песен» (1858), музыку к трагедии У. Шекспира «Король Лир»(1861), увертюру «1001 лет» (1864), романсы, фортепьянные пьесы. В 1866-м был опубликован его сборник "40 русских народных песен для голоса с фортепьяно", явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В своем творчестве, как и во всей своей деятельности, он вдохновлялся примером Глинки и Даргомыжского. В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как "Новая русская музыкальная школа", "Балакиревский кружок", "Могучая кучка". В дальнейшем такие члены кружка, как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, нашли каждый свой особый, неповторимый путь в искусстве и во многом творчески «переросли» своего бывшего учителя; однако зерна, заброшенные в их сознание Балакиревым, не пропали даром. Именно в недрах кружка, в 60-х годах, под значительным воздействием художественных взглядов, вкусов и творческих принципов его главы и были заложены основы того направления, которое, при всем различии индивидуальностей, объединяет композиторов «Могучей кучки».

В 1862-м Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 годы он был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866-м дирижировал в Праге оперой "Иван Сусанин", в 1867-м руководил пражской постановкой оперы "Руслан и Людмила".

Балакирев часто бывал в подмосковном Клину. Его отец Алексей Константинович Балакирев в декабре 1866 года был назначен клинским уездным казначеем. После этого вся семья - отец композитора и две его сестры переехали на постоянное жительство в Клин. Милий Алексеевич заезжал к отцу по дороге из Петербурга и даже жил у него непродолжительное время. А. К. Балакирев похоронен в ограде клинской церкви «Все скобящих Радость». После смерти отца Милий Алексеевич забрал сестер в Петербург и его связь с Клином прервалась. Сохранилась переписка Балакирева с Чайковским. Из писем можно заметить, что их связывали добрые приятельские отношения, Балакирев делился с Чайковским своими творческими планами и семейными проблемами.

Яркое и самобытное дарование композитора М. А. Балакирева позволило ему проложить новые пути в музыке. Будучи одним из лучших пианистов своего времени и талантливым дирижером, он посвятил свое исполнительство пропаганде музыкального искусства.

www.biblio-klin.ru