Найти тему

Грандиозный переезд: как перевозили Ту-144

Оглавление

Завораживающее зрелище можно было наблюдать в Жуковском. Там с территории ЛИИ имени Громова перевозили легендарный советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Учитывая внушительные размеры лайнера, это была очень непростая операция.

Краткая предыстория

В Советском Союзе было выпущено 16 самолетов Ту-144. После прекращения программы и развала СССР два борта оказались в летно-исследовательском институте имени Громова в Жуковском. Борт RA-77114 (до этого СССР-77114) летал до конца 90-х в качестве летающей лаборатории (Ту-144ЛЛ). В дальнейшем, борт СССР-77115 регулярно красился, выставлялся на МАКСе, а на 14 борт не хватало финансирования.

Два Ту-144
Два Ту-144

Авиаторы и жители Жуковского выступили с инициативой установить Ту-144 в качестве самолета-памятника. Через несколько лет мытарств было получено разрешение и все согласования. Самолет был покрашен в родные цвета и подготовлен к транспортировке к месту установки.

Жуковский. Раннее утро 16 июля

Транспортировка самолета была назначена на раннее утро вторника, чтобы как можно меньше помех создавать автомобильному транспорту. До этого от самолета отстыковали консоли крыла и прикатили к проходной.
Ворота ЛИИ имени Громова распахнулись в 4 часа 15 минут утра. Самолет плавно стал выкатываться в свое последнее путешествие.

-3

Последний взгляд на уже родной ЛИИ.

-4

Для того, чтобы обеспечить перевозку было задействовано множество служб от ГИБДД до волонтеров.

-5

Сложности маневрирования

Был разработан и согласован проект по транспортировке негабарита. Буксировка осуществлялась при помощи аэродромного тягача «БелАЗ», точность требовалась буквально ювелирная.

-6

Для перемещения самолета на пути были временно демонтированы несколько знаков и информационных щитов. Но во время перевозки пришлось снять еще несколько препятствий.

-7

Самыми сложными местами оказались те, где приходилось разворачивать огромный лайнер. Автомобильные дороги строили без учета того, что по ним будут буксировать Ту-144.

-8

Здесь можно оценить размеры самолета. Водители, проезжавшие по дороге, останавливались и снимали происходящее. Не каждый день увидишь такую картину.

-9

По прямой везти Ту-144 было тоже непросто. Даже без крыла он занимает всю ширину улицы.

-10

Сотрудники ГИБДД перекрывали дорожное движение на подъездах.

-11

Похоже на дирижера оркестра?

-12

Я был в восторге от того, что смог увидеть это своими глазами.

-13

Еще раз оцените масштабы.

-14

Пара интересных моментов

Даже при тщательном планировании в таких масштабных операциях что-то может пойти не так. Ничего критичного не случилось, но несколько моментов все же отмечу.

Длина Ту-144 — 65,7 метров, поэтому каждый поворот — отдельная операция. Учтите, что повороты приходится проводить тягачом, который из-за особенностей маршута толкал самолет задом.
Вот этот знак пришлось положить, я даже поучаствовал в процессе. Разумеется, все под контролем ГИБДД.

-15

Повороты происходили так: от тягача отцепляли водило (вот эту оранжевую трубу с колесами), под колеса водила подкладывали жестяные листы, водило перемещали в сторону, затем снова цепляли.

-16

Водитель тягача Тарас — настоящий профи. Учтите, что вес самолета 60 тонн, тягач весит еще 36 тонн. При этом точность маневрирования составляла несколько сантиметров.

-17

В одном месте потребовалась помощь МЧС.

Не подскажете, как проехать в аэропорт?
Не подскажете, как проехать в аэропорт?
-19

При выезде на шоссе обнаружилось, что один из столбов не дает совершить маневр. До этого линию обесточили и часть столбов положили, но один все же мешал.

-20

Спасатели прибыли оперативно и сработали очень быстро и четко .

-21

В некоторых местах приходилось подкладывать щиты. Радиус поворота дороги был меньше, чем у самолета.

-22
Про историю Ту-144 и конкретно этого борта:
История борта Ту-144ЛЛ с бортовым номером RA-77114
История Ту-144 и о 50-летнем юбилее первого полета
-23

Мост на пути

Мост оказался не таким уж сложным препятствием по сравнению с путем к нему.

-24

Но именно на мосту получились самые эффектные фотографии.

-25

Не стал фотошопить столб, возможно, сделаю это позже.

-26

На месте

Еще немного и Ту-144 занимает место на площадке, куда уже были перевезены консоли крыла.

-27

Посмотрите, какой свет озаряет место установки. По-моему, очень символично.

-28

Хочу высказать огромную благодарность всем, кто участвует в сохранении истории отечественной авиации. Это администрация города Жуковский, компании «Туполев», «Сухой», ЛИИ имени Громова, фонд «Легенды Авиации», волонтеры и все неравнодушные граждане.

-29

Тем не менее, пока всё получается. Отдельная благодарность заслуженному летчику-испытателю Валерию Федоровичу Ваньшину, который очень много времени и сил отдал этому проекту, а также помогает держать всех в курсе происходящего.

Кстати, не все организации проявили участие. Больше всего меня удивила позиция «Аэрофлота», дистанцировавшегося от взаимодействия. По-моему, установка самолета в ливрее национального перевозчика — это лучший пиар и реклама, но у «Аэрофлота» не нашлось денег даже на краску для покраски самолета-легенды. Или компания стесняется своей истории?

-31

Сейчас Ту-144 занял место на площадке в Жуковском на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. В ближайшие дни к самолету пристыкуют крыло, затем поднимут на опорах на 3-4 метра над землей. Нос самолета будет наклонен на 11 градусов, так, что самолет будет казаться идущим на взлет.

-32

Это была захватывающая операция.

-33

Я и далее будут рассказывать о ходе работ по установке памятника самому быстрому и сложному отечественному пассажирскому самолету.

Спасибо всем за внимание! Надеюсь, вам было интересно, поэтому поддержка лайком, комментарием и репостом не будет лишней.

Подписывайтесь на мой канал ЖЖитель: путешествия и авиация и заходите почаще!