Завораживающее зрелище можно было наблюдать в Жуковском. Там с территории ЛИИ имени Громова перевозили легендарный советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Учитывая внушительные размеры лайнера, это была очень непростая операция.
Краткая предыстория
В Советском Союзе было выпущено 16 самолетов Ту-144. После прекращения программы и развала СССР два борта оказались в летно-исследовательском институте имени Громова в Жуковском. Борт RA-77114 (до этого СССР-77114) летал до конца 90-х в качестве летающей лаборатории (Ту-144ЛЛ). В дальнейшем, борт СССР-77115 регулярно красился, выставлялся на МАКСе, а на 14 борт не хватало финансирования.
Авиаторы и жители Жуковского выступили с инициативой установить Ту-144 в качестве самолета-памятника. Через несколько лет мытарств было получено разрешение и все согласования. Самолет был покрашен в родные цвета и подготовлен к транспортировке к месту установки.
Жуковский. Раннее утро 16 июля
Транспортировка самолета была назначена на раннее утро вторника, чтобы как можно меньше помех создавать автомобильному транспорту. До этого от самолета отстыковали консоли крыла и прикатили к проходной.
Ворота ЛИИ имени Громова распахнулись в 4 часа 15 минут утра. Самолет плавно стал выкатываться в свое последнее путешествие.
Последний взгляд на уже родной ЛИИ.
Для того, чтобы обеспечить перевозку было задействовано множество служб от ГИБДД до волонтеров.
Сложности маневрирования
Был разработан и согласован проект по транспортировке негабарита. Буксировка осуществлялась при помощи аэродромного тягача «БелАЗ», точность требовалась буквально ювелирная.
Для перемещения самолета на пути были временно демонтированы несколько знаков и информационных щитов. Но во время перевозки пришлось снять еще несколько препятствий.
Самыми сложными местами оказались те, где приходилось разворачивать огромный лайнер. Автомобильные дороги строили без учета того, что по ним будут буксировать Ту-144.
Здесь можно оценить размеры самолета. Водители, проезжавшие по дороге, останавливались и снимали происходящее. Не каждый день увидишь такую картину.
По прямой везти Ту-144 было тоже непросто. Даже без крыла он занимает всю ширину улицы.
Сотрудники ГИБДД перекрывали дорожное движение на подъездах.
Похоже на дирижера оркестра?
Я был в восторге от того, что смог увидеть это своими глазами.
Еще раз оцените масштабы.
Пара интересных моментов
Даже при тщательном планировании в таких масштабных операциях что-то может пойти не так. Ничего критичного не случилось, но несколько моментов все же отмечу.
Длина Ту-144 — 65,7 метров, поэтому каждый поворот — отдельная операция. Учтите, что повороты приходится проводить тягачом, который из-за особенностей маршута толкал самолет задом.
Вот этот знак пришлось положить, я даже поучаствовал в процессе. Разумеется, все под контролем ГИБДД.
Повороты происходили так: от тягача отцепляли водило (вот эту оранжевую трубу с колесами), под колеса водила подкладывали жестяные листы, водило перемещали в сторону, затем снова цепляли.
Водитель тягача Тарас — настоящий профи. Учтите, что вес самолета 60 тонн, тягач весит еще 36 тонн. При этом точность маневрирования составляла несколько сантиметров.
В одном месте потребовалась помощь МЧС.
При выезде на шоссе обнаружилось, что один из столбов не дает совершить маневр. До этого линию обесточили и часть столбов положили, но один все же мешал.
Спасатели прибыли оперативно и сработали очень быстро и четко .
В некоторых местах приходилось подкладывать щиты. Радиус поворота дороги был меньше, чем у самолета.
Про историю Ту-144 и конкретно этого борта:
✈ История борта Ту-144ЛЛ с бортовым номером RA-77114
✈ История Ту-144 и о 50-летнем юбилее первого полета
Мост на пути
Мост оказался не таким уж сложным препятствием по сравнению с путем к нему.
Но именно на мосту получились самые эффектные фотографии.
Не стал фотошопить столб, возможно, сделаю это позже.
На месте
Еще немного и Ту-144 занимает место на площадке, куда уже были перевезены консоли крыла.
Посмотрите, какой свет озаряет место установки. По-моему, очень символично.
Хочу высказать огромную благодарность всем, кто участвует в сохранении истории отечественной авиации. Это администрация города Жуковский, компании «Туполев», «Сухой», ЛИИ имени Громова, фонд «Легенды Авиации», волонтеры и все неравнодушные граждане.
Тем не менее, пока всё получается. Отдельная благодарность заслуженному летчику-испытателю Валерию Федоровичу Ваньшину, который очень много времени и сил отдал этому проекту, а также помогает держать всех в курсе происходящего.
Кстати, не все организации проявили участие. Больше всего меня удивила позиция «Аэрофлота», дистанцировавшегося от взаимодействия. По-моему, установка самолета в ливрее национального перевозчика — это лучший пиар и реклама, но у «Аэрофлота» не нашлось денег даже на краску для покраски самолета-легенды. Или компания стесняется своей истории?
Сейчас Ту-144 занял место на площадке в Жуковском на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. В ближайшие дни к самолету пристыкуют крыло, затем поднимут на опорах на 3-4 метра над землей. Нос самолета будет наклонен на 11 градусов, так, что самолет будет казаться идущим на взлет.
Это была захватывающая операция.
Я и далее будут рассказывать о ходе работ по установке памятника самому быстрому и сложному отечественному пассажирскому самолету.
Спасибо всем за внимание! Надеюсь, вам было интересно, поэтому поддержка лайком, комментарием и репостом не будет лишней.
Подписывайтесь на мой канал ЖЖитель: путешествия и авиация и заходите почаще!