Найти тему

Китайский Петербург

В последние месяцы китайцы стали частыми ньюсмейкерами в Санкт-Петербурге мае утонула 36-летняя китайская туристка, а в июле 15 китайцев отравились в ресторане при гостинице «Шанхай». Китайских туристов стало визуально очень много, а петербургские СМИ регулярно рассказывают о «серых» китайских туристических схемах. О том, насколько сложной является ситуация с китайскими туристами, расскажет Полина Игоревна Рысакова, к.с.н., директор частного научно-исследовательского учреждения «Лаборатория изучения китайского туризма».

Полина Игоревна Рысакова, к.с.н., директор частного  научно-исследовательского учреждения «Лаборатория изучения китайского туризма»
Полина Игоревна Рысакова, к.с.н., директор частного научно-исследовательского учреждения «Лаборатория изучения китайского туризма»

Введение туристического сбора с 1 января 2020 года уже согласовано с В. Путиным и В. Матвиенко. По словам врио губернатора А. Беглова, размер сбора составит 100 рублей в сутки, его будут взимать гостиницы за каждый день проживания и только с иностранных туристов. Как это отразится на потоке китайских туристов и какой объем средств можно ожидать?

Во-первых, что касается туристического сбора — он будет касаться не только китайских, но и всех остальных туристов. Сам факт введения этого сбора вызывает некоторые вопросы, потому что уже сейчас у нас существует регистрационный взнос, который взимается с каждого постояльца, проживающего в легальном месте размещения, таком как гостиница или хостел. Сейчас каждый человек, который заселяется гостиницу в Санкт-петербурге, оплачивает около 200 рублей.

Не совсем понятно — куда идут деньги от регистрационного взноса. Зачем понадобился дополнительный сбор и на что будут расходоваться эти средства. Сумма второго сбора кажется в небольшой — 100 рублей. На самом деле она существенная в плане психологического восприятия. Если мы берём семью из двух взрослых и двух подростков, которая приехала в Санкт-Петербург на 4-5 дней, то это уже будет ощутимая сумма для семейного бюджета.   

Вероятно, идея введения туристического сбора ориентирована на опыт таких городов, как Амстердам и Венеция, где наблюдается овертуризм, то есть массовый избыток туристов, когда количество путешественников превышает физические возможности города, либо страны, принять такое количество людей. Туристы не принимают участие в местной экономике, они часто приезжают на один день с очень небольшим бюджетом и питаются шаурмой. Поэтому возникает необходимость оправдать нагрузку на городскую инфраструктуру и вводят городской туристический сбор.

Во-вторых, если судить по публикациям в СМИ — введение данного сбора должно распространяться не только на Санкт-Петербург, но и другие туристические регионы, в частности на Краснодарский край. Введение данного сбора вызывает сопротивление как со стороны отдыхающих, так и со стороны тех, на кого возложено взимание этого сбора, так как сам процесс сбора и отчислений является затруднительным и требует некоторых вложений предпринимателей. 

Введение туристического сбора не отразится на потоке китайских туристов, они его вообще не заметят, если он будет вноситься гостиницей или операторами, которые заселяют путешественников. Теоретически — хорошо иметь дополнительные доходы, но несколько оптимистично думать, что туристический сбор решит проблемы «серых» туристических схем. Проблема лежит в другой плоскости и, если рассматривать введение сбора, как решение проблемы «серого» китайского туризма, то — нет, эта проблема не будет решена. 

Если говорить о приблизительный сумме, которая поступит от данного туристического сбора — по текущим данным Санкт-Петербург посещает около 7 миллионов туристов в год, поэтому эту сумму можно минимально умножить на 100. При условии, что этот сбор будет взиматься всеми участниками рынка. Как показывает опыт других регионов — туристический сбор взимается с очень большим скрипом.

В последнее время в СМИ участились публикации о том, что бюджет Санкт-Петербурга недополучает значительные суммы от «серых» китайских туристических схем? Откуда такие цифры? Китайцы оплачивают билеты РЖД, сборы аэропортов, живут в гостиницах, покупают билеты в Эрмитаж.

Доходы от туризма не основываются на нагрузке на городскую инфраструктуру. Они включают не только минимальные базовые траты, а дополнительную прибыль, генерируемую в месте пребывания туристов сверх базовых трат. Она генерируется за счет создания новых рабочих мест, которые связаны с обслуживанием туристического потока. В настоящий момент нельзя говорить о том, что Санкт-Петербург выигрывает от большого потока китайских групп. 

-3

Во-первых, если взять статистику по въездному туризму для Санкт-Петербурга и Москвы, то характерны 8-9 дневные туры на условиях «все включено» (перелет, проживание, переезд Санкт- Петербург — Москва, питание и туристическое обслуживание) за 70-80 000 рублей. Россия функционирует, как самое дешевое туристическое направление — едут не самые обеспеченные туристы. Как правило, это женщины средних лет, ближе к пенсионному возрасту, из центральных и глубинных регионов Китая. Много исследований подтверждают, что никто не хочет много китайских туристов — никому не выгодна перегрузка городской инфраструктуры, когда жители не могут добраться до Москвы на поезде, а в Екатерининском дворце нужно отстоять очередь 3-4 часа. Если поток сократится и цена туров будет более высокой — это будет способствовать переходу рынка на «белые» схемы и никак не повлияет на доходы города.

Во-вторых, сейчас город не имеет доходов даже от базовых трат, например — питание. По нашим данным, бюджет на питание туристических групп в закрытых ресторанах составляет 3 доллара США на человека. Такие рестораны могут быть оформлены на китайских граждан и ни на одном из них вы не найдёте никаких опознавательных знаков о том, что это ресторан. Это закрытые учреждения питания, которые работают только с китайскими группами, с табличками на русском языке, которые говорят о том, что посетителей здесь не обслуживают по той или иной причине.

 Очень часто внутри таких ресторанов можно наблюдать, что плата за еду взимается через Сбербанк.Онлайн или же WeChat Pay. В бухгалтерской отчётности этих заведений можно увидеть лишь минимальные суммы — издержки, но никакой прибыли, хотя ресторан посещает в среднем 500-1 000 человек в день. Нельзя сказать, что такие рестораны — это точки оказания услуг для китайских туристов, которые добросовестно оплачивают налоги в городской бюджет в полном объеме.

Подчеркну, что Санкт-Петербург находится сейчас на пике борьбы с «серыми» китайски туристическими потоками. В условиях правового вакуума городская администрация предпринимает все возможное для урегулирования этой ситуации. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга имеет очень активную позицию по этой проблеме.

О гидах. Вы, наверняка, знаете, что тысячи наших соотечественников подрабатывают нелегальными гидами в Тайланде, Италии, Греции, и тд. и точно также зарабатывают на русскоязычных туристах. Систему кешбека для российских гидов практикуют все заведения в Санкт-Петербурге, которые таргетируются на туристов. Почему столько недовольства в отношении нелегальных китайских гидов? Как вы считаете, введение закона о гражданстве гидов решит все проблемы «серых» схем?

Страны или города, для которых туризм является ключевым источником дохода, имеют серьезное законодательство, которое регулирует деятельность гидов. Большинство стран сейчас защищает свои национальные рынки и своих граждан — важен не только вопрос трудовой занятости, но и государственного позиционирования — важно, кто и как представляет страну.

Коротко о схеме работы китайских гидов. Когда группа приезжает по турам «все включено» ниже себестоимости за 60-70 000 рублей, то принимающая сторона тоже должна иметь какие-то операционные деньги и получать прибыль. Из приехавших групп начинают «выжимать» дополнительные траты через магазины и дополнительные экскурсии. Именно гид раскручивает группу на дополнительные расходы. Например, китайские гиды продают посещение Екатерининского дворца за 7 000 рублей на одного человека.

В случае, если группа не потратила деньги в достаточном объеме, гид должен лично компенсировать недостающую сумму из своего кармана. Поэтому сейчас на рынке китайских гидов мы наблюдаем очень большую текучку. Старые гиды не выдерживают финансовых обязательств и уходят с рынка, и приезжают свежие гиды, которые думают, что они хорошие продавцы и могут много и быстро заработать. Перед началом работы гиды вносят залог в размере 15 000 долларов США и после этого получают право работы с группами; залог обещают вернуть в конце сезона. С каждой группы они обязаны зарабатывать для туристической компании доход минимум 25 долларов США с каждого туриста. Но нельзя рассчитывать, что все китайские группы будут покупать украшения из янтаря на несколько миллионов рублей. И гид уходит в большой минус, а в конце сезона его просто увольняют и не возвращают залог. В следующем сезоне приезжает новый гид, который также надеется заработать быстрые и легкие деньги.

3-4 года назад такой ситуации не было и работали одни и те же гиды. Мы считаем, что эта ситуация разрешится с введением закона о гражданстве гидов. Россияне не согласятся на такие условия работы — без зарплаты, за 3-4 дня работы необходимо зарабатывать для туристической компании 10 000 долларов США, и еще надо что-то заработать для себя. Мы поддерживаем идею, что если китайские гиды хотят работать в России, то они должны принимать гражданство Российской Федерации и соблюдать местное трудовое законодательство. Мы не должны создавать рабочие места для иностранцев, которые хотят тут просто заработать.

Поэтому когда мы хотим ввести обязательное российское гражданство для гидов — это не просто для защиты рынка труда российских граждан, а больше потому, что российские граждане никогда не согласятся на кабальные условия. Российский гражданин действует в рамках местного правового поля и, если на него будут налагать штрафы, которые запрещены трудовым законодательством, он пойдет в трудовую комиссию. А китайские компании изначально создают условия, чтобы китайские граждане работали в нелегальных «серых» схемах и не могли никуда пожаловаться.

Например, недавняя ситуация с отравлением 15 китайских туристов — гиды сознательно препятствовали туристам обращаться в больницу. Как только будут какие-то контакты и точки соприкосновения с официальными властями в России (больница, полиция), то сразу возникнут вопросы — что вы здесь делаете, кто вас обслуживает, на каком основании предоставляются услуги. И весь китайский бизнес сейчас максимально закапсулирован — чтобы вообще не соприкасаться с какими-либо российскими учреждениями. 

Китайские компании медленно и долго выстраивали закапсулированный туристический бизнес. Первые нелегальные китайские гиды появились в середине двухтысячных годов. Их было мало и они работали с маленькими группами (4-5 человек). Китайцы использовали правовой вакуум Российской Федерации и то, что очень тяжело доказать факт работы китайских гидов. Дальше началось продавливание «серых» схем с закрытыми китайскими ресторанами и магазинами, и постепенное наращивание объемов групп, которые отдавались гидам с китайским гражданством.

Последние пару лет мы наблюдаем тенденцию создания китайских гостиниц. Например, гостиница «Шанхай» на Васильевском острове с 35 номерами. Любопытно — в каких объемах они отчисляют регистрационные взносы и уплачивают налоги.

Это схема разворачивалась постепенно с вытеснением российский гидов с рынка — местные гиды отказывались работать по схемам без заработной платы и с планом продаж. Практика кэшбэка в магазинах для российских гидов существует и это не секрет, но нельзя выстраивать экономику туризма на покупках в магазинах. Экономика китайских турфирм основана на прибыли от посещения группами магазинов и от продажи экскурсии. Мы периодически наблюдаем истории — когда компания, которая обслуживала группу, берет в залог паспорта туристов в день и требует, чтобы компания, которая отправляла туристов из Китая, оплатила долги.

Сложная ситуация с массовым «серым» туристическим потоком из Китая возникла по ряду причин:

  • Существует общая политическая установка, что Китай — наш основной партнер. Поэтому люди, которые видели, что реально происходит — не знали, как отреагирует на такую информацию руководящее звено российских чиновников.
  • Вторая проблема — правовой вакуум. Нет никаких оснований для закрытия китайских магазинов — законодательно иностранным гражданам разрешено ведение бизнеса в России. Несмотря на отсутствие правовых норм, мы наблюдали, что власти активно вовлечены в ситуацию и пытаются на неё реагировать. Например, был случай, когда китайцы открыли магазин в подвальном помещении по продаже янтарных украшений в Невский воротах Петропавловской крепости, и рассказывали о том, что петербуржцы всегда обогащались после наводнений — янтарь лежал на берегах и на набережных. Вот вы можете увидеть отметки о наводнениях на воротах, а вот тут есть магазин. В итоге, благодаря властям, магазин был закрыт.

Фото: Из архива Китайского культурного центра в Санкт-Петербурге
Фото: Из архива Китайского культурного центра в Санкт-Петербурге

В соцсетях много жалоб на поведение китайских туристов — фото испражняющихся путешественников на фасады дворцов и тд. Если погуглить, то подобные фото китайских туристов можно найти по всему миру — Сингапур, Малайзия и тд. Это норма или экономия на платных туалетах?

Тема с туалетами достаточно жаркая. В Китае существует «туалетная революция», которую предложил и реализовал Си Цзиньпин, и в рамках которой строились публичные бесплатные туалеты не только в крупных городах. Китай очень разный — есть линия высокодоходных береговых городов, но есть и провинциальные регионы. Испражнения в публичных местах не являются нормой, но это достаточно массовое явление.

Если говорить о туристах, то важно упомянуть о гидах. Когда китайцы приезжают в Россию, то русский гид со своим отчужденным видом иностранца остаётся чужим человеком и своим внешним авторитетом влияния он может дать понять туристам, что какие-то нормы китайского поведения, принятые в Китае, здесь лучше не реализовывать. Российский гид без финансовых обязательств перед китайскими компаниями и туристами не имеет сентиментов и может в достаточно жёсткой форме объяснить правила поведения. У российского гида задача, чтобы группа все посмотрела, ничего не поломала, и в порядке очереди вышла из музея. А китайские нелегальные гиды, которые полностью финансово зависят от группы — потакают во всем.

Также у китайцев перед иностранцами включается желание «сохранить лицо», но когда вокруг только китайцы — гостиницы китайские, рестораны китайские, автобусы китайские и гид китайский — не возникает ощущение, что ты в гостях. 

Фото: С сайта компании Hainan Airlines
Фото: С сайта компании Hainan Airlines

Удается ли российским авиакомпаниям доминировать на рынке авиаперевозок китайских групп?

По информации «Лаборатории изучения китайского туризма» на рынок авиаперевозки сотен тысяч туристов выходят все больше и больше авиакомпаний — не только российских и китайских, но и третьих стран.

С российской стороны в прямой перевозке участвуют только 5 компаний и среди них существует определенный паритет. Российским перевозчикам составляют значимую конкуренцию китайские перевозчики на маршруте Пекин – Москва. Кроме Аэрофлота, прямые перевозки выполняют Hainan Airlines и Air China, а через транзитную точку китайских туристов возят еще 3 российские компании и 4 иностранные (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан). Например, в результате высокой конкуренции и высоких цен в июле туристы на Аэрофлоте в Москву практически не летают.

Перевозка в Петербург из крупных городов также на 90% занята китайскими компаниями — Hainan Airlines, China Eastern и Lucky Air.

Многие зарубежные авиакомпании имеют туристические подразделения. И, например, Hainan Airlines не просто предоставляют услуги по перелету, но и дополнительно обслуживают туристический поток, который принимает их подразделение в другой стране.

Согласно вашим данным — на рынке появились охотничьи туры во Владивосток на 4-5 дней. Является ли это направление перспективным?

Это абсолютно новое направление и непонятно, как все будет работать. Нас волнуют заявленные животные в качестве дичи — можно выбрать марала за 7,000 юаней.

Фото: Личная страница Виктории Баргащевой, Фейсбук
Фото: Личная страница Виктории Баргащевой, Фейсбук

К 2030 году ожидается нехватка неквалифицированных трудовых ресурсов в России, а поток иммигрантов из стран бывшего СССР уже практически исчерпан. Может ли таким резервом стать Китай?

Часть экспертов-востоковедов считают, что с падением курса российского рубля по отношению к доллару в 2015 году поток трудовых мигрантов снизился. Но анализ статистических данных МВД говорить о том, что трудовой поток китайских мигрантов не сильно снизился — в основном он компенсируется за счет китайцев из неблагополучных северо-восточных регионов, которые оказались неконкурентоспособны на своем локальном китайском рынке. И если у них нет возможности уехать в Европу и США, то они приезжают в Россию. Это не лучшие трудовые кадры.

В Санкт-Петербурге в данный момент мы наблюдаем зарождение китайской диаспоры. Она состоит из бизнесменов, студентов, которые приезжают сюда учиться, и тех, кто остается после учёбы и связан с обслуживанием диаспоры, включая туризм. Географически локализацию китайцев можно наблюдать в Василеостровском районе.

Если посмотреть на статистику получения гражданства, то китайцы не торопятся получать российское гражданство. Они не связывают с Россией свое будущее и приезжают ради быстрых и легких денег, которые не могут заработать в Китае.

Возвращаюсь к китайским туристическим потокам, есть факты, когда китайские гиды получали очень большие кэшбэки в магазинах, бросали группу на середине тура и уезжали. Это в очередной раз говорит о том, что китайцы относятся к России, как к временному месту заработков. Массового потока трудовых китайских мигрантов ожидать не стоит.

Янина Ноэль, Kуратор24