Когда дело касается научной фантастики, фэнтези, мистики и ужасов, то нередко возникают вопросы - значительные и нет. В нашем случае это обычно связано со строением мира и какими-то действиями или поведением персонажей произведения.
Допустим, сидите вы с другом и смотрите какой-то фэнтезийный фильм, а друг - чтобы показаться умным - начинает задавать вопросы различной степени тяжести. Извечный пример: орлы во Властелине Колец.
Сюжетные дыры...ИЛИ НЕТ?
Многие считают Великих Орлов огромной сюжетной дырой - "А почему они сразу не полетели на орлах?". Обычный ответ "Тогда бы сюжет не случился". Но тут надо совсем немного напрячь мозг. Допустим герои влезли на орлов и полетели:
1) У сил Мордора тоже есть ВВС.
2) У Мордора есть дальнобойные орудия.
3) У Мордора (как оказалось позже) тоже есть волшебник.
Согласитесь, как-то очень тяжело наверное держать равновесие на орлах когда они дерутся с вивернами, а вместе с этим их обстреливают стрелами и закидывают камнями, а в это время какой-то нехороший человек клепает ещё больше солдат, чтобы ещё больше обстреливать орлов и закидывать их камнями. С таким же успехом можно было задать вопрос "А почему во время тайных операций не высаживают оперативников прямо к месту назначения?". Потому что велика вероятность того что противник заметит "подвох" и соберет свои силы к месту высадки что заметно усложнит жизнь оперативникам.
Для сравнения, в фильме Warcraft есть сюжетная дыра - это две сцены мак'гора священного поединка орков:
1) В первой бились Дуротан и Гул'Дан - когда Гул'Дан начал применять в бою магию орки начали его освистывать и называть трусом, на что тот убил несколько чтобы остальные затихли, после чего разделался с Дуротаном.
2) Во второй дрались Чернорук и Лотар. Когда Лотар победил вождя Гул'Дан хотел убить рыцаря и снова столкнулся с протестом орков. Только в этот раз шаман почему-то уступил.
Возникает вопрос "Почему", на который нет очевидного ответа и уже вот это сюжетная дыра, которая нарушает логику фильма и мешает просмотру. Её легко заметить, но суть такова, что многие зрители делают лишь поверхностный анализ, не задумываясь над ответом самостоятельно.
Иногда ответом на некоторые вопросы является само существование магии в этом мире, но не на все. Например: откуда в этом мире гигантские пауки? Магия! Как была сделана мантия-невидимка? Магия! Почему когда волшебники выкрикивают название заклинания на русском или английском то оно срабатывает? Магия лени!
Кроме шуток, смотрится крайне нелепо когда читаешь что-то или смотришь, и волшебник заместо заклинания просто выкрикивает названия, типа "файерболл"/"огненный шар" и т.д.
Часть деталей зачастую действительно лишены логики. Те кто смотрел фильм "Черновик" (или смотрел обзор от BadComedian, что более вероятно) могут вспомнить декоративный водопад который стоял в башне и который был частью процедуры, а вот что именно он делал никто не знает.
Это фантастика
"Добавление неведомой фигни не делает фильм фантастиков - это просто добавление неведомой фигни в фильм" (с) Евгений "BadComedian" Баженов
И ведь правда, часть деталей фантастических и фэнтезийных миров многими авторами вставляется как ненужный пафос и дополнительное свидетельство того что их мир "фантастичен". В противовес это стало предметом шуток в комедиях, как например использование телепортирующего устройства чтобы уйти соседнюю комнату, или нелепо огромные устройства, выглядящие как оружие массового поражения, которые на деле оказываются кофеваркой.
Так же это встречается в фэнтезийных историях. Наиболее частое проявление это нелепо выглядящие доспехи и оружие. Шипастые мечи, рогатые доспехи, броне-лифчики, абсурдно огромное оружие и другие странные и нелепые дизайны.
Тут объяснение "Это магия" уже не работает, по той причине что это не имеет смысла даже в плане удобства, не говоря уже о практичности. Это просто ничтожная попытка пафоса. Можно понять отдельные элементы дизайна - подчеркнуть женственность (и сделать для этого "карман" для груди в доспехе), подчеркнуть угрозу (и для этого добавить тёмному рыцарю рога), подчеркнуть уникальность меча (и для этого сделать ему красивую рукоять, добавить один-два драгоценных камня и руны), но, увы, некоторые любят перебарщивать, из-за чего от доспеха на женщине остается только кольчужное бикини, тёмный рыцарь имеет рога везде где только можно, а меч имеет такую причудливую форму что его становится страшно в руке держать, не то что махать им.
Как минимум отчасти из-за этого идёт молва о том что не надо искать логику в фэнтези и фантастике. Надо. Иначе при попытке рассказать историю она превратится в фарс. Часть авторов просто не может найти золотую середину чтобы не превратит историю в учебник или очередной фэнтезийный мир где вообще нет объяснений. Первое теряет в динамике, а второе в увлеченности. Трудновато чувствовать свою связь с миром когда ты ничего про него не знаешь и ты даже не особо понимаешь "что-где-куда", как например с игрой "Final Fantasy XIII".
Позволю себе немного высказаться - Мне кажется сценарист откровенно посмеялся над фанатами серии "Final Fantasy". Был создан мир где в повествовании нет даже намека на объяснения, герои и сюжет действуют вопреки любой логике, а вся важная информация содержится в библиотеках, которые мало кто читает. А игра всё равно получает высочайшие оценки и множество хвалебных отзывов - если это не шутка, то я даже не знаю.
Что я хочу сказать - логика есть всегда, но проблема в том что авторы или не утруждают себя объяснениями, или намеренно забывает о ней "чтобы сюжет случился".