Главному герою многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя» чуть-чуть за сорок. Однако у него нет ни супруги, ни детей. И это при том, что некоторые коллеги Жеглова по МУРу уже успели устроить свою личную жизнь...
Речь, понятно, не о Шарапове. Он только-только с фронта. А потому - холостой и без пяти минут жених.
Почему братья Вайнеры не «женили» Глеба Егоровича? Причин - сразу две. И первая, наверняка, будет неожиданной для поклонников многосерийного детектива: писатели на самом деле не очень-то любили придуманного ими героя. Он был неинтересен им в «обычной жизни».
Как «Жеглов» нашёл грабителей Ильича
В интервью времён перестройки детективщики заявляли, что прекрасно понимают: помимо борьбы с «Чёрной кошкой» реальному Жеглову приходилось разбираться и с законопослушными людьми - теми, кого тогда записывали во враги народа и шпионы. А потому для писателей он более чем спорный персонаж.
Вайнеры не задействовали Глеба ни в одной из своих других книг, хотя «Владимир Шарапов» успешно кочевал из одного произведения в другое.
Что интересно: главный прототип Глеба Егоровича был «списан» с главы московского угрозыска Александра Трепалова, сгинувшего... под маховиком репрессий в 1938-м. Муровец бескомпромиссно боролся с жуликами и бандитами, отличался чересчур жёстким нравом, а потому имел множество явных и скрытых недоброжелателей. Кто-то из них стал автором доноса о «шпионской деятельности Трепалова». Милиционера арестовали. Вскоре он был признан виновным и расстрелян.
Ему не помогло даже то, что в 1918 году Александр отличился, раскрыв ограбление самого Владимира Ленина. После задержания злоумышленника, покусившегося на имущество вождя мирового пролетариата, милиционер получил именные часы из рук Дзержинского.
Стас Жеглов и Володя Арапов ловят банду и главаря...
У Глеба Жеглова были и другие прототипы. Ещё одного из них звали Стас Жеглов. Этот сотрудник московской милиции 1960-х был неплохо знаком с братьями Вайнерами, хотя особой дружбы с ними не водил, просто делился с писателями деталями некоторых из своих дел, которые потом находили отражение в детективных романах.
Третий прототип – Владимир Арапов, ловивший бандитов в послевоенной столице. Кстати, с него же… частично списан и образ второго героя фильма – Владимира Шарапова. На счету сотрудника МУРа сразу несколько, как сейчас говорят, резонансных уголовных дел. В милицейских кругах Арапова называли «Чёрным полковником». Он дожил до 2010-х.
Букет противоречий
Взяв от реальных людей все самое хорошее, Вайнеры тем не менее «наградили» капитана Жеглова и целым букетом отталкивающих черт: позёрство, грубость, чрезмерное самомнение, жестокость по отношению не только к бандитам, но и к коллегам (спрятанная шараповская папка с уголовным делом чего стоит).
Эти качества отмечал и Владимир Высоцкий, которого образ милиционера заинтересовал именно своей многогранностью. Актёр постарался пройти по этой грани: сыграть так, чтобы в одних эпизодах капитан Жеглов влюблял в себя зрителей, а в других вызывал яростное отвращение.
Казалось бы, причём здесь Чурбанов...
В некотором роде всё это было прорывом для советского кино. При этом авторы, увы, даже не приоткрыли завесу тайны над личной жизнью героя. И это неспроста: в позднем Советском Союзе действовало специальное распоряжение заместителя министра внутренних дел СССР, зятя Леонида Брежнева Юрия Чурбанова. Согласно документу, книжные и экранные сотрудники милиции не должны были иметь любовниц, уходить из семьи и употреблять спиртное.
Слепить из Жеглова идеального семьянина и примерного мужа вряд ли получилось бы. Скорее всего, перед нами предстал бы домашний тиран, не расстающийся дома с рабочими привычками. И это стало второй причиной, по которой Вайнеры, подумав некоторое время, всё-таки оставили охотника за «Чёрной кошкой» в стане холостяков...