Итак, отгремели повышения отпускных цен на игры и мы решили вернуться к вопросу цен на местном рынке и поразмышлять почему так получается?
Мы собрали в кучу много разных моментов. Если Вы хотите, чтобы мы более подробно раскрыли какую-то тему оставляйте Ваши комментарии.
Давайте вернемся в 1998-2000е годы когда в РФ 90% софта были пиратскими и продажа игр носила стихийный характер. Мы можем прежде всего ссылаться на свой местный колорит и отдаленность от Москвы на 1000км а так же по причине медленного прихода интернета в наш город Ростов-на-Дону. Рынок Динамо по пятницам становился эпицентром торговли не только книг, но и развлечений. Так как контроля за авторскими правами еще не было и оно было только в зачаточном состоянии, то не было никакой проблемы купить любимую игру для PC за 60-120 рублей.
Самая популярная и народная консоль это Dendy. Steepler считается лицензионным продуктом. То что это клон Nintendo никто не знает. То что все игры пиратские так же никто не знает. Средняя стоимость 600 рублей и стоимость картриджа от 100 рублей. У кого-то была Sega Mega Drive по стоимости 1000 рублей со стоимостью картриджей от 120 рублей. Почему у нас в памяти такие цены? Потому, что цены варьировались от района и удаленности от центра =) Первые продавцы реально могли заработать очень приличные деньги и за выходные реально можно было распродать фуру с игровыми приставками. Просим обратить внимание, что все это со слов продавцов игровой продукции тех лет. Возможно они могут преувеличивать, но тогда это был крайне интересный бизнес. Не редко было так, что продавец, работающий на дядю через пол года-года становился вместо работника — конкурентом и ставил свой лоток или палатку рядом, при этом он не был в убытке.
Но в то время главное развлечение это была не консоль, а персональный компьютер PC. Что как бы странно, но 1000-2000$ на тот момент были крайне большими деньгами, но родители и взрослые того поколения считали, что будущее именно за персоналками, так как там можно было не только играть, но и учиться, кто-то использовал его для работы. Именно он завлекал после школы, так как графика там была несравнима с играми формата 8-16 бит. Только владельцы Playstation 1 могли хоть как-то равняться на PC игроков. Все таки формат CD был более вместительным нежели картриджи. Отсюда и превосходство в качестве графики, музыки и возможности использовать видеоролики в играх.
Рынок начал меняться и делиться на 2 лагеря. Кто-то торговал исключительно играми для PC. Кто-то торговал чисто играми для приставок. (Небольшая справка. На тот момент 90% людей говорили именно приставка, а не консоль. Поэтому в данном ностальгическом посте мы частенько будем упоминать оба термина: консоль и приставка) Кто успел перебраться из палатки в павильон или открыл свой магазин начали максимально расширять свой ассортимент. Торговали как консольными играми так и играми для PC.
Про локализацию мы не будем сегодня говорить, так как это отдельная тема для разговора. Мы лишь поверхностно пробежимся по рынку того времени.
Так как у людей начали появляться какие-то деньги то особо предприимчивые люди, которые ездили в Москву или за границу, начали активно расширяться. По настоящему первая лицензионная консоль на постсоветском пространстве это была консоль Super Nintendo. У компании Steepler был официальный договор и так как все расчеты велись в долларах, а продукт был не пиратский, то возник ценовой коллапс. Приставка стоила практически в 10 раз дороже. По ценам нашего города примерно 6000 рублей. А стоимость картриджей начиналась от 600 рублей. При том, что можно было купить целиком Dendy или чуть доплатить и купить Sega. Это была консоль для элиты.
Так как стоила она как подержанный бронепоезд то и продавалась в нашем городе она крайне вяло всего 2-3 местах и очень кстати фишка, которую сделали смекалистые продавцы того времени. Это обмен игр. При плате от 300 рублей, что по сути являлось половиной от стоимости картриджа можно было обменять игру. И это было очень дорого. Далеко не каждый мог позволить себе даже менять часто игры. Со временем цена обмена упала до 200 рублей, но люди быстро смекнули что так далеко не уедешь и начали переключаться на Playstation 1, где стоимость болванки с полиграфией составляла около 60 рублей. При средней стоимости Playstation 1 в 6500 рублей и стоимости диска в 60 рублей, выбор был очевиден. Поэтому SNES у многих попала на антресоль или была продана/подарена.
Что не маловажно, в нашей стране начали появляться и такие диковинные консоли как Sega Dreamcast, Panasonic 3DO, Nintendo 64. Они не стали массовыми для регионов, но судя по форумам Москвы и Санкт-Петербурга там за счет высокой продвинутости и более высоким благосостоянием консоли пользовались большим успехом.
Но время шло и лицензионная продукция все больше начала попадать на полки магазинов и что не маловажно, в эпоху популярности PC гейминга в нашей стране, издателям и локализаторам нужно было что-то делать. Так для нашего рынка был придуман специальный формат PC-Jewel и была установлена региональная цена. Что же зверь такой? А все очень просто. На западе не важно на чем Вы играете Приставка/PC стоимость игры ААА класса во все года составляла 50-60 долларов за стандартное издание. Оно всегда носило название BOX или коробка. Включала в себя большую коробку из кортона или пластика если был формат DVD, руководство пользователя и регистрационную карточку.
Учитывая, высокий уровень пиратства нужно было приучить народ к лицензионному продукту и показать его преимущество, при этом не в ущерб качеству. Так издатели в лице 1С, Буки, Акеллы и Нового Диска смогли договориться с западными издателями, чтобы они в ущерб себе установили для нас специальные региональные цены на игры. В то время интернет был не распространён, а цифровой сервис steam даже не существовал в зачаточном состоянии. И началась новая эпоха. Эпоха дешевых jewel игр. Сам по себе jewel это максимально упрощенный формат. Обычная коробка с полиграфией и диском, иногда с регистрационной карточкой и крайне редко с тонким мануалом. Все описание игры печаталось на задней стороне. Что самое важное и характерное. Все игры для России, которые выходили на PC начали полностью переводить на Русский язык. Что-то переводили хорошо, а что-то переводили плохо. Если пираты в лице двух гигантов Фаргуса и 7 волка делали переводы частично субтитрами, частично с полной локализацией то, покупая лицензионный диск, Вы гарантировано избегали чтения текстов, если только это не была какая-нибудь RPG типа Fallout, где необходимо было читать тонны текста.
Не все было радужно. С приходом на Российский рынок игр в лице EA Games и Blizzard отечественные игроки были мягко говоря в шоке. Так как игры данных издателей были полностью на английском языке, практически не было jewel изданий и стоимость игр начиналась от 300 рублей. Когда как пиратские конторы на эти проекты давно сделали качественные переводы и вера в лицензию у людей пошатнулась. Если Вам будет интересно почитать наше мнение про локализацию продуктов то оставляйте Ваши комментарии.
Но если у PC игроков были переводы, то вот консоли увы. Или полностью английский язык или японский или немецкий. Любой другой, но только не русский. Благодаря Пиратству были переведены игры начиная с Playstation 1.
Лицензия если и была кого-то то приходилось пользоваться словарем или же играть с человеком, который знал язык. Но нужно отдать должное играм, ведь они подстегивали изучение языка, так как было интересно полностью понимать, что происходит в игре.
Время шло и технологии развивались, так же как и менялось поколение консолей. К тому времени термин консоль все больше начал укрепляться в разговорной речи и все реже начали говорить про приставки.
Проникновение широкополосного интернета в дома практически похоронила рынок пиратства на физических носителях для PC и только интерес к консолям подогревал интерес. Во время царствования Playstation 2, которая смогла нагнуть всех конкурентом в лице Sega Dreamcast, Nintendo Gamecube и Xbox Original, компания Sony увидела на карте России. Так как к нам была ближе Европа, нам дали регион PAL и ценообразование у нас в стране стало Европейское и это еще больше ударило по нам.
Но благодаря всем этим обстоятельствам, пиратам и прочему это стало большим плюсом. Игры на Playstation 2 начали приезжать к нам в лицензионном виде, а часть игр Sony, благодаря Софтклабу и дружбой со студиями по дубляжу, даже начали переводить на русский язык официально. А Sony официально мог возить любой желающий разными конами. Так было до поры до времени, пока платформа держатели не увидели перспективу в нашем рынке и рынок начал меняться от PC к консолям. Полномасштабная война развернулась в 2007 году, когда издатели в погоне за деньгами начали эксклюзивно забирать права на издания игр.
1С купила Софтклаб и стала 1с-Софтклаб и быстро отжала себе эксклюзив по Sony и закат эпохи Playstation 2 и начало эпохи Playstation 3 было положено именно этой компанией. Компания Бука возила разные консоли, но их теплые отношения с Microsoft привели Xbox360 в Росси. А вот компания Новый Диск решила попробовать свои силы с Nintendo Wii и не очень то у них это получилось.
Так как появились компании, которые являлись владельцам прав на те или иные продукты, начали крайне жестко выдавливать пиратскую продукцию с рынка. Участились рейды с конфискацией и когда-то прибыльный бизнес начал постепенно сходить на нет. А игрокам приходилось привык к новым форматам цен. Так средняя цена лицензии на PC составляла 599 рублей, стоимость Platinum издания игры для Playstation 2 составляла 899 рублей, стоимость игр для Playstation 3/Xbox стартовала с отметки 1199 рублей, за игры Nintendo Wii просили около 999 рублей.
Цены скакнули вверх крайне быстро и мы даже не заметили, как стоимость игр сперва подпрыгнула за новые проекты до 1999 рублей, а дальше 2499 и 2999 рублей.
Кстати, на январь 2019 года в России осталось всего 2 издателя Софтклаб и Бука. Акелла и Новый Диск обанкротились и перестали осуществлять свою издательскую деятельность.
Ближе к старту Playstation 4 и Xbox One цены в 3499, а цены PC игр подросли до 999 рублей стали уже восприниматься как должное. Да, цена была высокой даже по западным меркам, а редкие акции в нашей стране заставляли людей искать возможность экономить. Так на помощь приходили обменники и интернет. Можно было заказать игру например с Англии и не редко было так, что на диски были русские субтитры или русская голосовая дорожка. А разница в цене даже с учетом доставки могла достигать порядка 30%. Почему так?! Дело в том, что на западе изначально игроки играли на консолях и для издателей львиная доля заработка составляла именно консольная аудитория. Поэтому и компания Rockstar Games начиная еще с GTA 3 выпускала версию для PC спустя минимум пол года и да. Компания Бука, которая издавала GTA 3 в России выпустила игру на PC полностью на английском языке. В то время Рокзвёзды не позволяли делать локализацию их проектов. Но мы отошли от темы. После 2014 года нашу экономику начало очень сильно штормить. Курс доллара вырос с 28 рублей до 65, а так как мы относимся к Еврозоне то у нас идет привязка к паре Евро/Рубль. А там уже курс давно перевалил за 70. Связка Евро/Доллар уже не равна, так как 60 долларов это дешевле нежели 60 Евро. В итоге с нашей наценкой + получается уже ну совсем неприличная сумма в 4499 на главный эксклюзив 2019 года Days Gone (После Жизни) для Playstation 4. В компании Nintendo решили не мелочиться, мало того, что практически все игры в РУ зоне стоят дороже нежели чем за рубежом, за исключением сторонних издателей, которые для России делают исключение.
То вот просить игры более 5к рублей это уже перебор. При средней зарплате в 15-20 т.р. владение консолью от большой N становится роскошью. За Legend Of Zelda сейчас в цифровом магазине просят 5249 рублей, а это уже не шутки. На текущий момент именно на картриджи это не распространяется, но уже не за горами, когда цены сравняются это можно будет брать игры в кредит (рассрочку) или же искать возможность запиратить консоль, так как с экономической точки зрение среднему обывателю не по карману содержать такую консоль. Собственно говоря, Nintendo всегда было пофигу на Россию. С ценами не сложилось еще во времена Wii, так как за консоль которая по характеристикам сильно уступала Xbox 360 и Playstation 3, так еще и игры стоили примерно столько же. Когда как на западе разница была существенной. Компания Microsoft пошла по другому пути. Игры в Microsoft Marketplace переводят из рублей в доллары и единственный вариант для экономии это ожидание скидок или покупка подписки Game Pass и Xbox Live Gold. Это не является панацей, но если хороший повод существенно экономить на играх.
Компания Sony пошла по другому пути. Еще в ноябре месяца отгрузочные и отпускные цены поднялись на 10% и серия Hits поднялась по цене с 1199 рублей до 1349 рублей. И первая игра которая перешагнула за 4к гейминг это Red Dead Redemption II для PS4 и Xbox One. И первая ласточка в Sony по цене 4499 это Days Gone, но игры в районе 3999 рублей и 3799 рублей, еще можно купить на старте. Mortal Kombat 11 и Resident Evil 2 Remake пока что сохранили цены на прежнем уровне.
Это все очень грустно. Компании, в лице Sony и Microsoft не виноваты в том, что экономика страны рушит напрочь рынок видеоигр в России. Не понятна только позиция и политика Nintendo в РФ. Вероятнее всего платформа-держатели и дальше будут искать новые пути для того, чтобы сделать сервис для «бедных» в РФ. Так как все-таки пиратство — это не выход, если Вы любите игры. Наверняка Sony и Nintendo все-таки сделают аналоги сервиса Game Pass и дадут возможность играть в свежие и не очень игры по подписке без необходимости покупать игру по полной цене на старте. Игры для PC сейчас в среднем стоят 1999 рублей. Некоторые проекты дешевле, некоторые дороже. На скидках 50 и более процентов игра становится значительно дешевле. Когда при скидках на консолях цены в 2000 рублей или 2250 рублей, являются весьма высокими. Сейчас все чаще встречаются комментарии о том, что люди рады о том, что дождались скидок и не купили игру на старте. Мы хотим иметь цивилизованный рынок видеоигр, который не зависит от экономики страны. Тему про кино за 2300 рублей мы даже не будем затрагивать.
Спасибо, что были с нами. Надеемся, что статья Вам понравилась. Ставьте лайк, делайте репост, делитесь вашими мыслями в комментариях.