По хорошему здесь должна была быть краткая вводная часть посвященная тому, зачем собственно вообще отказываться от клиента. Но если Вы наткнулись на данную статью, то у Вас уже как минимум возникла необходимость в грамотном отказе. Перейдем сразу к тому, как все это дело провернуть максимально безболезненно и этично.
- Сошлитесь на максимальную загруженности и/или недостаток времени.
- Культурно и без лишнего пафоса сообщите, что дела у Вашего агентства идут как никогда хорошо, клиенты и свежие лиды текут к Вам бурной рекой, но Вы не совсем были готовы к такому повороту событий. В настоящее время абсолютно весь штат Ваше компании максимально загружен и Вы еще не успели отмасштабировать отдел. Возможно Вы сможете взять данный проект на продвижение позже. Или все таки нет
2. Редирект клиента.
Отправьте клиента к Вашему свату/брату/коллеге/жене/дружественному агентству или на худой конец к конкурентам. Возможно они пожелают с ним работать и возможно у них даже что-то сложится хорошо. Но это не точно.
3. Финансовая сторона вопроса.
Если Вы понимаете, что точно не желаете сотрудничать с данным человеком, то попробуйте умножить ценник на Ваши услуги от двух раз до бесконечности. Если в конечном итоге клиента устроит цена умноженная в Х раз, то может быть у Вас внезапно появится невероятное желание с ним поработать. Экспериментируйте.
4. Френдзона.
По возможности сообщите клиенту, что Вы крайне принципиальны и не работаете с друзьями, друзьями друзей, друзьями друзей от друзей. Просто не желаете смешивать бизнес с товариществом, так как научены горьким опытом былых времен.
5. Неуверенность.
Попытайтесь сообщить, что у Вас не так много опыта, как Вам хотелось бы, несмотря на все Ваши старания. Да и вообще, такой сложный проект/такую сложную тематику/сложные задачи Вы видите впервые, по этому не хотите дурить клиенту голову, а сразу стараетесь отказаться.
6. Авантюризм.
Возьмите с клиента платеж и ничего не делайте, а потом еще один, а лучше даже несколько и желательно авансом. Когда он начнет спрашивать о том, что Вы сделали, сообщите о факапе и верните деньги. Такое себе, но имеет право на жизнь если Вы совсем сорви голова.
7. Нет потому что нет.
Сообщаете клиенту свое твердое нет. Встаете, открываете дверь переговорной и уходите. Да, так просто тоже можно было.
8. Смена деятельности.
Сообщите, что из SEO, SMM и прочих аббревиатур Вы серьезно, окончательно и бесповоротно решили уйти. Ведете только “старых” клиентов и в ближайшее время не планируете брать новых. Вы теперь охотник на динозавров, жаль, что до Вас это так поздно дошло, но все же.
9. Уход в партизаны/инсценировка смерти.
Не отвечайте абсолютно по всем каналам связи, заблокируйте во всех доступных социальных сетях и мессенджерах. Скажите Вашей секретарше, что “Если будет звонить Семён, то сообщи, что я умер”. Вы же взрослый адекватный человек, а все они именно так и поступают.