Найти тему
Khromakkord Colorization

Пар и электричество. Генераторы лайнера «Олимпик».

Динамо-машина «Олимпика». Колоризированный снимок. Чёрно-белый оригинал взят из открытых источников.
Динамо-машина «Олимпика». Колоризированный снимок. Чёрно-белый оригинал взят из открытых источников.

Возвращаюсь к теме океанских лайнеров, однако в этот раз это будет интерьер, причем технический. На данном снимке запечатлен электромашинный зал лайнера "Олимпик"- старшего брата "Титаника".
Как известно, вслед за эпохой пара пошла эпоха электричества. В стороне не остался и флот - вместо свечей и газовых фонарей пришли лампы накаливания. Теперь пар не только вращал движители корабля, но и вырабатывал электроэнергию. Уже к концу XIX века электричество стало не только освещать, а приводить в движение электродвигатели и прочие вспомогательные механизмы.


Лайнеры "Олимпик-класса" были одними из энергопотребляющих для своего времени.Огромные суда, какими были "олимпийцы", должны были иметь достаточное количество электроэнергии.


За выработку электроэнергии были ответственны четыре
генератора постоянного тока (переменный же в начале ХХ века еще не применялся на судах). Мощность каждого генератора (один из которых мы видим на фото) составляла 400 КВ, а напряжение 100 В. В работе постоянно участвовали три машины, а четвертая запускалась в случае резкого повышения потребляемой энергии или если один из генераторов по каким-то причинам останавливался, также применялся и режим параллельной работы. Если сравнивать условия для персонала, то в электромашинном зале они были наиболее приятны. За счет отдельного отсека здесь ниже была температура, шум и вибрация.


Генераторы приводились в движение за счет паровых машин, работавших на более низком давлении, чем в общекорабельной системе, что достигалось за счет перепускного клапана.Паровая машина была тоже интересной - высокоскоростной (до 325 об/мин) с системой принудительной подачи смазки под давлением.
В британском торговом законодательстве начала ХХ века было требование к судам, в котором говорилось что при выходе из строя генераторов необходимо обеспечить освещение судна свечами или масляными лампами. Однако, подсвечников и ламп нигде на "Олимпик-классе" вы не найдете. Обойти этот забавный закон позволяли аварийные генераторы на палубе D, расположенные подальше от угрозы затопления. Имея свой привод и мощность 30 КВ каждый, они могли поддерживать освещение важных точек корабля и не дать тьме помешать экипажу и пассажирам.


Особую роль сыграла небольшая группа электриков в ночь крушения систершипа - "Титаника". После столкновения с айсбергом и полной остановки двигателей, огромная масса пара была направлена в конденсаторы, однако они не успевали превратить его снова в воду, в результате он был выброшен в атмосферу. Кочегары снова вернулись в котельные, чтобы поддерживать давление пара, а электрикам предстояло правильно распределить оставшийся пар на
генераторы, не допуская их остановки. Электричество питало электролебедки, откачивало воду, посылало сигналы бедствия. В момент, когда стало ясно что "Титаник" затонет, перед инженерами возникла тяжелая задача - бросить все и идти спасаться наверх или остаться до конца с машинами, искрящими, воющими, докручивающими последние обороты в своей эксплуатации. Кроме того, звуки металла, деформируемого тоннами воды, не добавляли спокойствия. Люди понимали,что выбраться с нижних палуб наверх в темноте и при сильнейшем дифференте будет невозможно.По рассказам спасшихся, огни лайнера еще горели тускло-оранжевым светом перед разломом и погружением. После подсчета выживших с кораблекрушения из высшего и среднего инженерного состава в живых не остался никто - красноречивый пример героизма и преданности тех железных людей.