Советские открытки: сделаны тщательно, но…
Советские открытки – как правило, повод для умиления, нежности и пронзительной ностальгии. По невозвратному, которое, конечно же, лучше существующего и – тем более – грядущего.
Но на какие мысли наводят эти милые и нежные работы людей с художественным образованием? Послушаем специалистов?
Советские открытки, отмечают они, можно классифицировать по двум принципам. Прежде всего, по технике исполнения: это могли быть рисунки (как эстамп, так и воспроизведение уникальной графики) или фотоколлажи.
Вторая классификация – повод для создания открытки. В СССР, разумеется, выпускались открытки к «обычным» праздникам, которые сохраняются и сегодня, но немалая часть продукции несла отчетливый идеологический отпечаток.
В наши дни почтовыми открытками (и тем более телеграммами!) пользоваться практически перестали в связи с глобализацией, распространением Интернета. И тем не менее, с осторожностью допускают эксперты, «урапатриотизм» в их символике частично сохраняется. Но появились и другие тенденции.
Сейчас люди в основном покупают открытки не для пересылки по почте, а для вручения адресату лично. Это чаще всего открытки по случаю дня рождения – ранее их предлагалось и продавалось меньше в разы!
Еще одна особенность дня сегодняшнего – под видом открыток продаются репродукции, фотографии, в том числе городские виды. Это было, в принципе, и раньше, но современные масштабы явления куда как грандиознее.
Здесь надо уточнить, что открыточная композиция не совпадает, например, с принципами создания книжной иллюстрации. Но в нашу эпоху постмодерна, констатируют специалисты, мало кто заморачивается правилами. «Вкус у людей стал гораздо менее избирательным, и поэтому разницу между открыточной и книжной композицией они не видят и даже больше склонны купить открытку, рисунок для которой изначально не продумывался как для открытки», - констатируют художники-графики. Они приводят в пример пользующиеся большим спросом репродукции работ художника Румянцева, который рисует котов, или художницы Чувиляевой, рисующей ангелочков. «Эти изображения просто нравятся людям, они популярны. И ничего удивительного, что те же самые картинки можно встретить и на магнитиках, плакатах и т. д.», - добавляют специалисты.
То же с фотографиями. Букетики с советских открыток были, скорее всего, специально для них и придуманы. Сегодня это не практикуется. С другой стороны, популярные сегодня видовые фотооткрытки в известной степени были востребованы в нашей стране и раньше, но… преимущественно до революции.
А что сегодня? А сегодня есть интернет-проект «Посткроссинг». Он возник по аналогии с буккроссингом и позволяет всем заинтересованным получать открытки со всего мира. Именно по почте. Без конверта и с кучей марок. И нередко, оставляя свой адрес в базе проекта, люди указывают: «Пожалуйста, пришлите открытку с видом вашего города»,
Этот проект – отражение человеческой сентиментальности, ностальгия, как сейчас принято писать в Сети, «по тем временам, когда нас не было». Другой вопрос – что в XIX веке никому бы и в голову не пришло создавать нечто подобное: нужды не было.
«Посткроссинг» очевидно отражает стремление людей восполнить пустоту, которая образовалась с исчезновением эпистолярного жанра. Мы же не пишем письма друг другу! Максимум – молодым людям, призванным в армию: не везде разрешают пользоваться телефонами.
Довольно долго утверждали: «Бумажная книга изживает себя». Не изживает – сегодня уже можно об этом говорить. Да, приоритеты меняются, другие носители информации становятся более востребованными. Но сугубая материальность, вещественность, какая-то, если хотите, основательность томика сброшюрованной бумаги с отпечатанным на ней текстом всегда будет иметь ценность и притягательность в глазах определенной части общества. Здесь еще надо упомянуть о том, что печатная книга, как и бумажная открытка, настраивает на более созерцательное восприятие информации, менее поверхностный взгляд на мир. А открытка, подписанная от руки, ценна еще и той энергетикой, которую вложил в нее автор послания.
Проект «Посткроссинг» свидетельствует о том, что бумажные открытки по-прежнему дороги людям. Причем не своей материальной ценностью. «Для девочки из США получить открытку из России – своеобразный уникальный опыт. Открытка остается реальным отражением культуры, ментальности», - говорят профессиональные художники.
И надо подчеркнуть, что в Советском Союзе официальное представление о культуре было выражено в открытках более ярко и явно, чем сегодня. Хотя открыток и в наши дни предлагается немало. Достаточно вспомнить огромный ассортимент этой продукции Московского или Санкт-Петербургского дома книги.
Функциональное назначение открыток изменилось, но они по-прежнему – часть нашей культуры. Правда, стоит оговориться, что в этот пласт культуры вряд ли входят «псевдоюморные» открытки по случаю дня рождения, которые расплодились в начале 2000-х. Многие из таких образцов «поздравительной продукции» - даже не на грани, а за гранью фола. Ну и, разумеется, вряд ли кому-либо приходило (и придет) в голову отправлять их по почте.
Советские открытки периода позднего СССР сегодня воспринимаются как образцы прикладного изобразительного искусства, которые «хорошо сделаны, но не цепляют». «Печатная графика, которая была в обиходе повсеместно в 1960-е годы, вызывает гораздо более сильные эмоции», - подчеркивают специалисты. В последнее советское десятилетие искусство находилось, как это видится из дня сегодняшнего, в таком же глубоком застое, как и прочие сферы жизни страны. В середине 1980-х годов, с началом перестройки, уже «прорывалось» другое искусство – авангард, но это был еще глубокий андерграунд. Тогда как открытки по-прежнему представляли имеющее очень мало общего с реальностью официальное искусство.
Ваши комментарии, ваша позитивная оценка публикации, ваша подписка на канал будут способствовать его развитию! И поделитесь этой статьей с друзьями, разумеется, если текст вам понравился.