Найти тему
Техноистории

Старый ржавый "эстонец"

Как-то, во время отдыха на югах, в одном из затерянных среди гор уголков черноморского побережья был обнаружен вот этот динозавр советского периода - старый фургон ТА-943Н, увы, в сараеобразном состоянии. Такие автофургоны с оригинальным кузовом на шасси ГАЗ-52 с 1976 года выпускал Тартуский авторемонтный завод. Начинал этот завод с капитального ремонта автомобилей и автобусов, в 1950-х стал изготавливать автобусы на ГАЗовском шасси, а с 1960-х полностью переключился на фургоны.

До этого я продукцию данного завода живьём не встречал: в родной Сибири подобных зверушек почти не водилось. Передняя часть машины с просторной кабиной напоминает автобус, что неудивительно, учитывая прошлое завода. Над лобовым стеклом имеются два лючка для вентиляции кабины.

-2

Кузов у фургона был изотермический и предназначался для перевозки продуктов. На правом борту в передней части кузова видна заделанная грузовая дверь. Сзади стоят традиционные для фургона большие распашные двери. На них можно было разобрать нарисованный краской дублёр госномера - 76-14 СОЧ.

-3

Внутри кузова устроена бытовка для местных рабочих. Видно заделанную боковую дверь и остатки плафона освещения.

-4

Фургоны серии ТА-743 (кроме изотермы 743Н был ещё хлебный 743А и некоторые другие) выпускались до начала 1980-х, после чего завод перешёл на выпуск нового семейства фургонов. Сейчас эти машины можно встретить только в паре музеев или вот в таком виде, и то очень редко.