GLENCOE (UK)
Norman Watt-Roy – Bass, vocals;
John Turnbull – guitar, vocals;
Stewart Francis – percussion;
Graham Maitland – vocals, keyboards
«Гленко» - это долина, которая получила свое название от реки, протекающей по ней (“glen” – узкая горная долина и “coe” - название реки); и которая является одной из трех долин, входящих в одну, обширную долину Гленмор (“Glenmore”), простирающуюся от восточного побережья Шотландии до Северного моря. В наше время эти места являются частью национального заповедника «Бен-Невис и Гленко» (“National Scenic of Ben Nevis and Glen Coe”), и являются одними из самых красивейших и захватывающих мест Великобритании. Правда, Гленко – исключение здесь, - эти места довольно мрачно выглядят «благодаря» скудной растительности и унылому пейзажу. И именно здесь 13 февраля 1692 года и произошло то, что навсегда вошло в историю Шотландии под названием «Резня в Гленко» (“Massacre of Glencoe”), и что не могло не найти отражения впоследствии в культуре, как британской, так и мирового масштаба. Например, в той или иной степени эти события послужили идеей для кино – сначала похожий сюжет был позаимствован Мэлом Гибсоном в его фильме «Храброе сердце» (в начале фильма, в детстве главного героя), и самый свежий пример – эпизод «Кровавая свадьба» из знаменитой саги «Игра престолов».
В 1691 году по указу Вильгельма III Оранского хайлендерские кланы Шотландии (как видно из названия – горцы, т.е. те кланы, которые жили в отрогах древних вулканов) должны были до конца года присягнуть ему на верность. Поводом для этого требования послужили периодически вспыхивающие восстания якобитов – сторонников свергнутого в 1688 году короля «славной революции» Якова II. Все кланы сделали это вовремя, кроме клана Макдональдов из Гленко. Старый Макиэн, вождь клана, тянул до последнего, однако все же в декабре отправился сквозь снежную вьюгу в Форт-Уильям, дабы принести положенную присягу. Но в Форт-Уильяме выяснилось, что пришел он не по адресу, и что ему следует отправляться дальше в глубь долины к Инверерскому шерифу. Старый вождь вновь был вынужден отправиться в путь. Пурга не стихала, на горных перевалах лежал глубокий снег, так что Макиэн смог добраться до Инверери только в январе. Но и там сэр Колин Кемпбелл, местный шериф, поначалу не хотел принимать присягу (Судя по всему, он специально тянул время, что следует из последующих событий). В результате, присяга все же была принята по всем правилам, о чем шериф и уведомил столичные власти. Таким образом, старый вождь пребывал в полной уверенности, что его клан отныне под защитой короля. Однако в Эдинбурге нашлись люди (как всегда!), которым была весьма на руку гибель клана Макдональдов и которые не преминули воспользоваться ситуацией, - ведь старый Макиэн не уложился в отведенный срок. Королю нашептали, что клан Макдональдов ярые якобиты и что было бы куда легче управлять страной, если бы этот мятежный клан перестал существовать. И вот в последний день января 1692 года в долине появились солдаты полка Аргайла (соседнее графство, которым владел клан Кемпбеллов) под предлогом сбора налогов и податей. Старый Лэрд с сыновьями встретили их и спросил, пришли они как враги или как друзья. Офицер ответил, что как друзья и дал слово чести, что не осквернит их гостеприимство. Не лишним будет упомянуть фамилию офицера – Кемпбелл.
Каждое утро командир отряда приходил в скромное жилище старого вождя и пил его виски, а по вечерам играл в карты с членами его семьи. И все это время в кармане его куртки лежала бумага короля со смертным приговором – «Надлежит предать мечу всех членов клана моложе семидесяти лет. Особо должно позаботиться, чтобы старый лис и его сыновья ни в коем случае не ускользнули. Следует перекрыть все пути, чтобы никто не смог бежать. Исполнить приказ должно 13 февраля ровно в 5 утра!».
Солдаты были размещены по домам по трое, по пятеро, в зависимости от того, сколько было мужчин в семье. И вот в условленный день в пять часов началась резня! Лэрд погиб одним из первых, он как раз давал указания по поводу того, как бы еще удобнее разместить гостей. Но его младший сын с самого начала не верил словам офицеров и солдат и тайком следил за ними. Как-то раз он сумел подслушать разговор солдат, которые обсуждали то, что им предстояло сделать. Он рассказал все старшему брату, и вместе они отправились к отцу. К сожалению, лэрд не внял словам сыновей, которым благодаря их предусмотрительности удалось выжить (по материалам Ксении Русиновой, anvin/livejournal.com).
И, кстати, интересный факт – и сейчас люди с фамилией Кемпбелл, мягко говоря, не приветствуются в этих местах и стараются здесь не появляться…
Поэтому нет ничего удивительного, что в 1972 году двое урожденных шотландцев дали именно это название своей только что сформированной группе. Звали этих парней Джон Тернбулл (John Turnbull)и Норман Уотт-Рой (Norman Watt-Roy). Оба, и Джон и Номан, были далеко не новички в британском роке. Джон еще с 1966 года играл в SKIP BIFFERTY вместе с Мики Гэллахером (Mick Gallagher), Колином Гибсоном (Colin Gibson) и Томом Джекманом (Tom Jackman). Первоначально, еще до прихода Тернбулла, группа была образована 1962 году в Ньюкасле и называлась тогда CHOSEN FEW. Однако в 1966 году было решено сменить стиль и перебраться в столицу, где к ним уже и присоединился Тернбулл. Поначалу дела шли неплохо, и группа даже имела постоянный ангажемент в знаменитом клубе Marquee. Тем не менее, все-таки к 1972 году большего добиться не удалось и парни разбежались. Уотт-Рой также остался без работы к этому времени. Хотя он со своей бывшей группой THE GREATEST SHOW ON EARTH, основанной им на пару со своим братом Гартом (Garth Watt-Roy) в 1968 году, чуть было не прорвался в высшую лигу, выпустив два прекрасных альбома в 1970 году на культовом «пятаке» Harvest – “Horizons” и “The Going’s Easy”. Но… не получилось, и «величайшее шоу на Земле» подошло к концу.
Доукомплектовав состав клавишником Грэмом Мэйтландом (Graham Maitland, FIVE DAY RAIN, LES FLEUR DE LYS) и барабанщиком Стюартом Френсисом (Stewart Francis) приступили к репетициям и сочинению. Достаточно быстро удалось заключить контракт с гигантом звукозаписи Epic, и уже в декабре 1972 года на прилавках музыкальных магазинов появился одноименный с группой дебютный альбом. Группа также активно давала концерты, например, они играли на разогреве в британском турне 1972 года с DEEP PURPLE. По окончании турне «темно-лиловых» GLENCOE отправились за океан, где играли в течении пяти недель, вернувшись домой уже в феврале 1973 года. Американский вояж прошел с большим успехом, группу весьма тепло принимали, реакция прессы также была весьма лестной, например, крупнейшая газета Чикаго “Chicago Sun” написала так: «Лучшее из всего, что появилось в музыкальной жизни Чикаго в 1972 году…» после концерта группы в компании американского гитариста Стива Миллера (Steve Miller) и британцев ROXY MUSIC. В статье также отмечалась уверенность группы в своих силах и склонность к импровизации, «…они способны развивать свою музыкальную идею прямо по ходу исполнения».
13 февраля 1973 года группа выступила уже как хэдлайнер в знаменитом Marquee перед восторженной публикой. На концерте присутствовали такие люди как Мартин Тернер (Martin Turner) из WISHBONE ASH и знаменитый гитарист FLEETWOOD MACK Питер Грин (Peter Green), а также участники AVERAGE WHITE BAND.
А вот что касается студийной работы, то тут дела обстояли не так радужно. Дебютный альбом музыканты продюсировали сами и результат оказался не вполне удачным – музыка не в полной мере отражала весь спектр переживаний и чувств музыкантов, и в студии им не удалось передать в записи энергетику их живых выступлений. Тернбулл впоследствии признал, что группа при создании альбома переборщила с амбициями и не уделила должного внимания организации записи и разработке концепции альбома. «Не все задуманное сработало так, как мы рассчитывали; мы не смогли использовать все возможности звукозаписи. Теперь мы с нетерпением ждем записи следующего альбома» - говорил Джон в интервью.
На май 1973 года было запланировано новое турне по штатам. В программе концертов было запланировано совместное выступление 9 мая в Нью-Йорке с Би Би Кингом (BB King), затем предстояла серия выступлений во Флориде в компании с уже тогда знаменитыми KING CRIMSON и WISHBONE ASH. До старта тура, в марте, успели записать новый альбом “The Spirit of Glencoe”, который и был выпущен накануне гастролей, в мае.
Однако, по возвращении из Америки, Джон Тернбулл сломал одну из кистей рук, вынужденный простой обернулся потерей темпа и, в результате, группа распалась.
Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, июль 2018)