Найти в Дзене
Мейми Маннеринг

Чипполино - революционная Италия

фото из интернета
фото из интернета

Меня всегда удивляла история про Чипполино. Точнее, удивляло чем же она так привлекательна, что ее хочется перечитывать снова и снова. Революционным пафосом? Я бы ответила на это: и да, и нет.

В Чипполино действительно очень органично вписан революционный пафос, не опошленный, оправданный и отлично воплощенный самим сюжетом с благородной простотой. Но с другой стороны, мы не читаем книги "зачем-то". Мы, как правило, не читаем их, чтобы стать добрее, умнее, образованнее (только в очень редких случаях). Мы читаем, когда находим в книге что-то, что откликается в нас глубоко изнутри. Опять же, подчеркну, я не говорю, что мы ищем в книге то, что есть в нас самих, - в воспоминаниях из детства, нерешенных вопросах, триггерах, - и потому книга нам нравится. Я не согласна с таким подходом, превращающим книгу в склад нашей прошлой жизни.

Скорее так: если книга сумеет стать нам близкой настолько, что окружит нас своей атмосферой, впишет нас в свой контекст, даже если ранее мы никогда не ощущали себя в подобном контексте, но вписались в него как родные, как будто мы там и были, если книга сумела стать про нас самих, - эта книга не отпустит нас уже до своего финала. Она заставит вернуться к ней. Она заставит вспоминать о ней перед сном.) Она погрузит нас в свой может быть волшебный, а может быть мрачный, мир.

И Чипполино, как ни странно, именно такая атмосферная книга. Именно в этом ее сила. И ключ к тайне, почему она не устаревает. Ее мир - неважно о чем он: о революции, о власти бедных, о баронах, вишнях и графах, да к тому же еще и овощах, - в любом контексте современного мира остается актуальным. Контекст хорошей книги вообще обычно несопоставимо сильнее контекста реального мира, какой бы реальность в данный момент ни была.

Сутеев
Сутеев

Но для того, чтоб обладать такой силы реальностью, книга ее должна откуда-то брать. Чипполино родом из 20-30 годов Италии, на которые пришлось детство Джанни Родари. Время бедности и вечной погони за удачей. Итальянские гастарбайтеры. Безработица. Цель минимум - выжить. Острая потребность объединиться, профсоюзы бедноты, впрочем о них приходилось только мечтать. Это время социалистической и коммунистической Италии, боровшейся за права рабочего люда: 8-часовой рабочий день, страховки, новые рабочие места.

Таков контекст Чипполино. Очень жизненный, не правда ли? И в этом контексте очень харАктерные герои, каждый со своим лицом, представимые настолько осязаемо, что, кажется, их можно пощупать. Один только синьор Помидор с физиономией, которая сейчас треснет, чего стоит.) Или печальный кум Тыква. Или маленький и добрый кум Черника, от которого даже воры уходят, не совершив преступления и, возможно, чуть добрее, чем они к нему приходили.

В этой сказке нет черного, и белого, чем грешат современные простенькие истории. Нет абсолютно положительных и отрицательных героев, а есть бесконечная авторская симпатия и сочувствие к притесненным и угнетенным. И даже если в позиции угнетенного окажется изначально отрицательный герой, мы почувствуем как меняется ракурс авторского видения с негативного на сочувственный. Так произошло с бароном Апельсином и отчасти с синьором Помидором. Лишившись власти и попав в бедственное положение, они вдруг стали добрее. И это тоже очень жизненно.)

Сутеев
Сутеев

Основной пафос книги, и тут я повторюсь, это революция. Переворот власти снизу. И понятно, почему для итальянской сказки это так актуально. Для Джанни Родари в революции важен даже не сам факт победы угнетенных над угнетателями, а именно сила духа бунтовщиков. Революция становится неотвратимой именно через многие поражения ее сторонников. Поражения не способны сломить их дух. Не способны обречь людей на несвободу и тюрьму. Не способны разъединить и разобщить тех, кто уже начал бунт. Как писал Камю: "Бунт -это утверждение общей для всех людей природы, неподвластной миру силы. Это протест человека против его превращения в вещь". Так в Чипполино мы видим в очень простой форме воплощение очень непростой идеи, что революция начинается с личности и с ее духа. Не бывает революции как порождения общества. Не бывает революции в контексте исторического процесса. Революция это сверхистория: то, что над ней, то, что в итоге против нее. И в этой книге мы это видим, возможно даже не задумываясь над сложностью данной идеи.

Чипполино - это еще одна из очень непростых и неоднозначных сказок в моей копилке.)