Всем доброго времени суток! Дочитывая статью и подписываясь на канал, Вы помогаете автору. Так же если статья понравилась, жмите большой палец вверх. Если же возникли вопросы или замечания, то пишите комментарии!
Продолжаем разбирать чехословацкую танковую промышленность. По ссылке можно ознакомиться с первой частью.
LT vz. 35 и LT vz. 38 — типичные представители «легких-средних» танков. Этот официально несуществующий класс «изобрел» в послевоенные годы английский танковый теоретик Ричард Огоркевич. Он отнёс к этому классу целую группу боевых машин, в том числе: советские Т-26 и БТ, первые британские крейсерские танки, германский Pz. III, а так же уже упомянутые чехословацкие машины LT vz 35 и LT vz 38.
Действительно, тактико-технические характеристики этих боевых машин достаточно близки друг к другу. Все они как бы перешагнули верхнюю планку класса лёгких танков, но до полноценных средних ещё не дотянули. Тем не менее, в 1930-е годы, благодаря удачному сочетанию основных параметров, «легкие-средние» танки считались универсальными. Они одинаково могли, как поддерживать пехоту, так и действовать самостоятельно. Однако такой класс имел и ряд недостатков.
К основным проблемам тактико-технических характеристик чехословацких машин относилась слабая броня. 25 миллиметров спасали только от пуль, осколков и орудий калибром 20-мм, что на момент 1935 года и тем более 1938 оказалось совершенно недостаточным. Из воспоминаний Отто Кариуса, воевавшего на Pz 38(t) в 1941 году, о броне этой машины:
«Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища — всё! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста. Нам не требовалось чьего-либо приказа, чтобы вылезти наружу. И только когда я выскочил, схватившись рукой за лицо, я обнаружил, что меня тоже задело. Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд».
Однако броня — не единственный недостаток этой боевой машины. Компоновка танка позволяла вмещать в себя только трёх членов экипажа: командира, механика-водителя и радиста-стрелка. Первому помимо непосредственного командования танком, приходилось наводить орудие и стрелять из него, вести при необходимости огонь из пулемёта и следить за полем боя в целом. А если он оказывался ещё и командиром взвода или роты, то танк уже попросту мешал ему. Позднее, когда чехословацкие боевые машины попали в германских парк танковых войск, проблему экипажа решили просто. Убрали часть боекомплекта и поместили наводчика. Но справедливости ради необходимо отметить, что командир имел хорошую оптику. Командирская башенка давала неплохой круговой обзор, а панорамный перископ — картину с 2,5 кратным увеличением. Для примера: советские танкисты не могли похвастаться подобным до 1943 года.
С вооружением обстояло лучше: на LT vz. 35 устанавливали 37-мм пушку «Шкода» А3, что представляло собой весьма существенное преимущество. Поскольку эта пушка обладала способностью пробить любой танк своего времени на расстоянии 600 м. За исключением разве что французских машин. У 38-го стояла модернизированная «шкодовская» пушка А7, которая отличалась от А3 только длинной ствола. Это дало прирост к бронепробитию. А также на эту модель боевой машины устанавливали два пулемёта калибра 7,62.
Из ходовых характеристик стоит отметить модную в то время блокированную подвеску, состоящую из тележек. Так, у 35-го были катки малого диаметра, а у LT vz 38 — широкие. Это часто вызывает неправильные выводы, о том, что 38-ой имел подвеску Кристи, имеющую свои недостатки. Поскольку траки были узкими, и это давало меньшую сопротивляемость грунту.
Подводя итог, стоит сказать, что чехословацкая танковая промышленность дала миру две лучших боевых машины среди всех аналогичных представителей своего класса. Различные модификации этих танков поставлялись в Перу, Иран, Болгарию, Румынию и Швецию. Они привлекли внимание СССР и Англии. Получили высокие оценки от немцев и, как следствие, «ЧКД» и «Шкода» продолжили выпуск этих машин. На службе Германии эти танки не раз подверглись модификации. Так, на базе 38-го создали знаменитую самоходку Hetzer и менее прославленный лёгкий танк разведки Pz 38 NA.
LT vz. 35 и LT vz. 38 — средние модели в классе лёгких танков. Поскольку они не имели мощной брони против боевых машин с пушками, калибром больше 37 мм. Но, в то же время, имели достаточную защиту от пуль, осколков и мелкокалиберных пушек. Орудие у них — не очень выдающееся, но весьма мощное и удобное в производстве и установке. Динамика и скорость оставались удовлетворительными, танки могли как поддержать пехоту, так и пойти в разведку, а так же действовать самостоятельно.
LT vz. 35 и LT vz. 38 завоевали репутацию надёжных боевых машин, пройдя по территории СССР, Ирана и Перу. По неофициальным данным, приведённым у Барятинского и Асламовского, LT vz. 35 использовались до 1988 года. Их заметили в одной из перуанских крепостей, причём танки были на ходу. Обе боевые машины — достойные детища чехословацкой танковой промышленности.