“Монд” решилась на очередной чеклист: собрать воедино историю литературы за семь последний десятилетий и отметить каждый год отдельным произведением. Не претендуя на объективность и всеохватность, газета обратилась непосредственно к мнению своих колумнистов, которые на протяжении более полувека выбирали для читателей достойных авторов.
Начнём с 1940-х годов: времени основания самой газеты (1944 год) и значительных перемен во французской жизни. Вторая Мировая, освобождение Франции и основание Четвёртой республики.
“Слепящая тьма” Артура Кёстлера, 1940 год
(другие названия: Darkness at Noon, Le Zéro et l’Infini)
Книга британского писателя и журналиста венгерского происхождения Артура Кёстлера посвящена эпохе “большого террора” в СССР. Под впечатлением от московских процессов над старыми большевиками, Кёстлер описал судьбу одного из членов партии, в котором соединил черты сразу нескольких репрессированных: Радека, Троцкого и Бухарина, с последним писатель был знаком лично. Роман стал популярен в послевоенное время и воспринимался советской пропагандой как образец антисоветской литературы. В 1946 году книга вышла большим тиражом во Франции под названием Le Zero et l’Infini (“Ноль и бесконечность”). Французская компартия развернула кампанию против писателя и пыталась запретить выход романа. Позднее Кёстлер на почве идейных разногласий прекратил общение со своими друзьями – Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар.
“Теперь восхвалим славных мужей” Джеймса Эйджи, 1941 год
(другие названия: Let Us Now Praise Famous Men, Louons maintenant les grands hommes)
Джеймс Эйджи – американский журналист и писатель – прожил короткую жизнь, и его популярность пришла уже после смерти автора. В 1936 году корреспондент журнала Fortune вместе с фотографом Уокером Эвансом отправились на американский Юг, в Алабаму, чтобы описать жизнь трех бедных семей-арендаторов, которые переселились туда во время Великой Депрессии. Книга вышла в 1941 году и оставалась практически незамеченной, лишь спустя несколько десятилетий она была по достоинству оценена критиками. Непривычная стилистика и соединение текста со снимками придали роману документальные черты. Другой роман Эйджи, автобиографическая “Смерть в семье”, выйдет через два года после смерти автора, в 1957 году. За это произведение писатель был награжден Пулитцеровской премией.
“Орельен” Луи Арагона, 1944 год
(другое название: Aurélien)
Арагон – один из столпов французской литературы XX века, соединял в себе приверженность коммунистическим идеалам и настоящую свободу в творчестве. Роман “Орельен” написан в те годы, когда Арагон участвовал в движении Сопротивления, и повествует о “потерянном поколении”. Автор возвращается к событиям Первой Мировой, пытаясь подвести итог размышлениям о причинах крушения старого мира и виновниках предстоящих трагедий. Изначально поддерживавший советский режим, после войны Арагон постепенно охладел к коммунистическим идеям и даже критиковал советское руководство, впрочем, это не мешало ему получать от СССР награды и жить на средства французской компартии.
“Семья Буссардель” Филиппа Эриа, 1944 год
(другое название: Famille Boussardel)
Тетралогия про семью Буссардель – opus magnum прозаика, который на протяжении трех десятилетий публиковал семейную сагу о жизни французских буржуа в XIX веке. Напрашивается логичная параллель с Голсуорси, но здесь скорее идёт речь о французской бальзаковской традиции неспешного объёмного повествования. Сюжет охватывает события с 1815 года до начала Первой Мировой. За этот цикл Эриа, который за плечами уже имел Гонкуровскую премию, будет отмечен Французской академией.
“Грек Зорба” Никоса Казандзакиса, 1946 год
(другое название: Alexis Zorba)
История дружбы главного героя Бэзила и авантюриста Алексиса Зорбаса и их неудачная затея организовать бизнес на Крите оказалась настолько кинематографичной, что спустя двадцать лет был снят знаменитый фильм с харизматичным Энтони Куинном. Благодаря этой ленте многие знакомы с сюжетом книги. Сам Казандзакис признавался, что у Зорбаса есть прототип: Йоргис Зорбас, которого писатель встретил на Афоне. История его жизни так поразила Казандзакиса, что позже он посвятил ему свой роман, а Зорбас стал местной знаменитостью.
“У подножия вулкана” Малькольма Лаури, 1947 год
(другие названия: Under the Volcano, Au-dessous du volcan)
Мрачная и абсурдистская история о последнем дне бывшего британского консула, который сгорает от пьянства и бессмысленности существования – самое известное произведение Лаури. Во многом автобиографичный, этот роман пронзителен и точен в описании внутреннего ада героя, поэтому его высоко ценили Хемингуэй и Маркес. Лаури будто описывал свою судьбу: спустя десять лет он покончит жизнь самоубийством, так и не справившись со своим недугом.