И под лозунгом «сэкономим деньги и не будем строить автопарки и остановки» в канадском городе Иннисфил муниципалитет в 2017 году «пересадил всех» жителей на субсидируемые автомобили Uber. Амбициозный и необычный эксперимент продолжается и на сегодняшний день.
Смелый и необычный шаг муниципалитета
Строительная индустрия не существует в отрыве от реальной жизни и социальные изменения в обществе, естественно, достаточно сильно влияют и на эту сферу деятельности человека. Система общественного транспорта почти всегда считается неотъемлемой и важной частью городской инфраструктуры. Осуществлять строительство депо, автопарков, остановок и многого другого, казалось бы, просто обязаны производить муниципалитеты. Однако, бурное развитие новых сервисов совместного использования легковых автомобилей наложило свой отпечаток и на классические городские статьи бюджета.
Итак, место действия – город Иннисфил в Онтарио, Канада, в 80 км от Торонто. Площадь более 260 кв. км, население около 40 тыс. жителей, плотность – менее 150 чел. на кв. км. Иннисфил – это типичный небольшой североамериканский городок, вольготно раскинувшийся на большой площади с малоэтажной застройкой. В таких условиях обеспечение жителей эффективным и доступным общественным транспортом – это очень сложная задача, требующая миллионных расходов.
По словам представителей властей, только на три новых автобусных маршрута требуется более $1 млн, что образует большую нагрузку на городской бюджет.
В 2017 году весь общественный транспорт в Иннисфил был отдан Uber и приложению Innisfil Transit. Автомобили курсируют по выделенным районам и утвержденным маршрутам, связывая между собой наиболее важные официальные городские объекты, торговые центры, библиотеки и медицинские учреждения.
Стоимость поездки варьируется, но в среднем пассажиры платят около $5 в пределах субсидируемых муниципалитетом районах, а при дальних поездках на окраины – жителям города предоставляются льготы.
Конечно, такая услуга, с учетом субсидий от муниципалитета, получилась значительно дешевле, чем традиционное такси и за 2018 год было совершено 85943 поездки на автомобилях Uber. Городские власти довольны, а многие жители с удовольствием пользуются таким «общественным транспортом».
Прошло почти два года с момента старта необычного эксперимента и многие эксперты начали привлекать внимание к накапливаемым проблемам, возникшим вследствие закрытия автобусных маршрутов. Во-первых, резко выросло количество автомобилей на дорогах, что привело к увеличению загрязнения воздуха. Во-вторых, чем больше поездок – тем больше платит муниципалитет и к концу 2019 года стоимость субсидий превысит расчетные расходы на новые автобусные маршруты.
По прогнозам, в 2019 году городским властям придется заплатить системе Uber более $1,2 млн, что превышает выделенные муниципалитетом 0,9 млн на общественный транспорт.
Эксперты отмечают, что деньги городского совета ушли «в пустоту» и у муниципалитета, по сути, ничего не осталось. При организации классического общественного транспорта в собственности города были бы автопарки, автобусы и остановки, что позволяет за период 5-10 лет спокойно развивать транспортную систему и значительно экономить средства, по сравнению с субсидированием поездок на личных автомобилях.
На сегодняшний день наступает «переломный момент» в оценке перспектив такого необычного подхода к организации общественного транспорта. С целью экономии средств муниципалитет уже ограничил число субсидируемых поездок до 40 в месяц, но особого эффекта это не принесло, так как все большее число жителей стало полностью выбирать лимит и средняя стоимость поездки увеличилась на $1.
Никто, пока, не делает окончательных выводов об эффективности городской системы Innisfil Transit, ведь для отдаленных сельских районов она доказала свою полезность, а для центральных, с большей плотностью населения, стала настоящим «бедствием» и повлекла за собой значительный перерасход средств. Еще одна дополнительная причина для беспокойства состоит в том, что крупные компании Uber и Lyft находятся в неустойчивом финансовом положении и перспективы их стабильного развития остаются «в тумане».
На сегодняшний день городские чиновники ведут постоянные переговоры с Uber, связанные, в основном, с вопросами экономии средств. Одним из рассматриваемых вариантов является запуск системы Uber Bus, то есть, обычных больших автобусов по фиксированным маршрутам – и чем это отличается от привычного эффективного городского общественного транспорта?