8 сентября у нас пройдут выборы губернатора Волгоградской области, но никакой активности мы не наблюдаем. Кто выдвигается на них? Как проходят предвыборные кампании? Андрей Бочаров уже победил? Мы попросили рассказать об этом всем подробнее автора главного политического телеграм-канала Волгограда «Аллея Героев» Александра Сайгина.
Выборы с выбором?
Французский писатель и политик Шарль Монталамбер когда-то произнёс: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». Мысль банальная, но с каждыми выборами подтверждается всё сильнее. К примеру, в 2014 году в выборах губернатора и депутатов Волгоградской области приняли участие около трети жителей, обладающих правом голоса. Или, если быть совсем уж точными, то 698 111 из 1 953 217 избирателей. Андрей Бочаров хоть и победил с результатом в почти 90% голосов, но цифру эту нужно считать именно от числа пришедших на участки.
Таким образом, путь развития региона пять лет назад выбрала треть жителей. Остальные две трети предпочли остаться дома. Не берусь утверждать, что все из них были не согласны с итогами голосования. Поскольку замеры мнения и политических предпочтений среди этой группы респондентов непопулярны. Да и зачем учитывать мнение тех, кто его не готов выразить и отстоять его даже при процедуре тайного голосования?
Конечно, такие люди вам скажут, что «за нас всё решили», «на выборах не бывает реальных кандидатов» (в 2014 году единственный реальный конкурент нынешнего губернатора снялся с выборов из-за уголовного преследования), а результаты все равно фальсифицируют. Последний тезис был ярко опровергнут в прошлом году на выборах глав Хакасии, Хабаровского края и Владимирской области. Его даже опровергли в Приморском крае, но затем устроили «переголосование», зачистив списки от реальных конкурентов.
В этом году, судя по прогнозам политических экспертов, примерно в половине из 16 регионов, где будут выбирать главу, есть высокая вероятность вторых туров. Отмечу лишь, что никто из кандидатов от оппозиции, неожиданно ставших в прошлом политическом сезоне губернаторами, не стремился на эту должность. К примеру, Сергей Фургал после первого тура жал руку губернатору Хабаровского края Шпорту и готов был сняться с выборов. Но что-то пошло не так. А нынешний губернатор Владимирской области ещё восемь лет назад был мелких клерком на избирательной кампании. Он занимался расстановкой агитационных конструкций. Тем не менее, жители регионов свой выбор сделали.
Синдром слона
За подготовкой к выборам в Волгоградской области я наблюдаю примерно год. Да, они действительно готовились очень долго. Для начала в Москве искали замену Андрею Бочарову. Ни один из вероятных кандидатов, проходивших согласование, не изъявил желание взвалить на себя тяжкую ношу под названием «Волгоградская область». Об этом утверждают разного рода информированные источники.
Ещё смешнее получилось с потенциальными местными кандидатами, готовыми пойти от оппозиционных партий. Таких было немало, но посмотрев на встречу президента Владимира Путина с Андреем Бочаровым, все они решили слиться. При том, что Путин Бочарову удачи на выборах не желал. Что ряд телеграмм-каналов и комментаторов интерпретировали как «не согласован, но пусть попробует». В общем, Андрей Бочаров и пробует. Как умеет.
Остальные не стали даже пробовать, не получив согласование в администрации президента. Подобное поведение местных политиков напоминает мне о тайских слонах. Дело в том, что когда слонёнок маленький, то в нём достаточно жестоким образом воспитывают покорность. Например, привязывают к деревянному колышку, лишают еды, бьют острой палкой. Задача простая: сформировать страх, чтобы даже будучи взрослой особью слон не попытался убежать или ответить злобному хозяину. Вот и волгоградские политики, так и не рискнувшие пойти на выборы губернатора, выглядят как эти несчастные тайские слоны.
Тем не менее, выборы состоятся
Процедура выдвижения и уведомления избирательной комиссии Волгоградской области о выдвижении на пост главы региона закончится шестого июля (уже закончилась – прим.ред). Однако ожидать каких-то новых кандидатов сегодня не приходится. По состоянию на утро первого июля, партии на территории региона выдвинули шесть кандидатовна пост губернатора Волгоградской области. И среди них, кроме действующего губернатора, нет известных личностей. В конце статьи приведён список тех, кто подал документы на выдвижение в качестве губернатора.
Напомню, что по закону Волгоградской области самовыдвижение кандидатов не было возможно. Кандидата могла выдвинуть только политическая партия. С одной стороны, это облегчает задачу, поскольку не нужно собирать подписи рядовых избирателей. С другой стороны, кандидатам будет необходимо пройти муниципальный фильтр, который в нынешних условиях пройти практически невозможно.
Патологии демократии
Наравне с возвращением прямых выборов глав субъектов Российской Федерации в стране был введён так называемый «муниципальный фильтр». Фильтр был введён якобы для того, чтобы не пропустить на выборы представителей радикальной оппозиции и политических проходимцев. На деле же получилось, что при помощи фильтра можно отсекать неудобных кандидатов. На сегодняшний день возможность пройти муниципальный фильтр есть только у двоих кандидатов в губернаторы Волгоградской области из восьми. Остальные кандидаты практически начисто лишены этой возможности.
Согласно закону о выборах губернатора Волгоградской области, для регистрации в качестве кандидата выдвиженцам необходимо собрать подписи 5% депутатов представительных органов муниципальных образований Волгоградской области. Это 228 подписей. Среди них должна быть 51 подпись депутатов городских округов и районных дум и 177 подписей депутатов сельских и поселковых дум. Сами подписи должны быть собраны не менее, чем в ¾ муниципальных образований (29 районов и городских округов) Волгоградской области. И этот фильтр практически непреодолим для всех, кроме кандидатов от партий «Единая Россия» и КПРФ.
Дело в том, что до 80% мест в представительных органах сосредоточены в руках членов Единой России и сторонников этой партии. У коммунистов в Думах около 5%, но далеко не во всех 29 городских округах и районах у них есть представительство. Что в теории подстёгивает кандидата от КПРФ пытаться договориться с беспартийными кандидатами или единороссами. У остальных кандидатов нет даже теоретического шанса. К примеру, у «Партии пенсионеров за справедливость» всего три депутата в более, чем 400 сельских, городских и районных думах. У ЛДПР депутатов не более 200. У «Справедливой России» – менее пятидесяти. У прочих партий депутатов нет вовсе.
Чисто теоретически кандидаты могут попытаться за оставшиеся 18 дней лично проехать более 400 дум (разбросанных на площади в 112877 квадратных километров). Или отправить туда своих представителей. Но большинство представительных органов в данный момент уходят на каникулы, а депутаты скованы партийной дисциплиной.
Таким образом, партия «Единая Россия» самостоятельно должна принять решение, кому предоставить из кандидатов предоставить возможность стать спарринг-партнёром действующего губернатора Андрея Бочарова на этих выборах.
Диктатор
Заголовок данного раздела ни в коем случае не касается характеристик действующего губернатора Волгоградской области. Тем не менее, избирательный процесс в Волгоградской области напоминает эпизод из фильма Саши Барона Коэна «Диктатор». Есть там сцена, где диктатор в его исполнении соревнуется в беге со спортсменами его страны. Для начала, у него в руках стартовый пистолет, и он сам решает, когда начнётся гонка. После старта он стреляет в спортсменов, которые хоть чуточку приближаются к нему. А затем судьи любезно сами придвигают к нему финишную ленту, дабы он красиво завершил гонку.
В Волгоградской области на пост губернатора прицеливались разные фигуры. От парламентских партий за кресло главы региона пытался побороться депутат Госдумы от ЛДПР Игорь Торощин. У которого неплохо получалось обличать реальность в регионе. Коммунисты могли выдвинуть целых двух популярных кандидатов. От партии на пост губернатора могли отправить популярного саратовского коммуниста Николая Бондаренко, прославившегося попыткой выжить на прожиточный минимум. Или не менее популярного волгоградского депутата Михаила Таранцова. Справедливороссы могли выставить своего интеллигентного и весьма умного Дмитрия Калашникова. Тем не менее, все три партии предпочли выкатить на выборы совершенно номинальные фигуры. А для подстраховки от партийного мятежа на федеральном уровне был даже выдвинут кандидат от партии «Пенсионеры за справедливость».
Всё шло хорошо до 23 июня.
Яблоко раздора
К партии «Яблоко» за последние года среди большинства избирателей сложилось крайне негативное отношение. Ей приписывают либеральные реформы 90-х годов, хотя никто из функционеров «Яблока» никогда не занимал серьёзных постов в системе управления. Да и партия никогда не получала более 7,86% голосов избирателей на выборах в Государственную Думу. И выступала против «реформ по Чубайсу». Хотя на заре демократических преобразований у Волгоградской области в ГосДуме даже был собственный депутат на протяжении двух созывов от партии «Яблоко». который не сильно помог в наборе политического весла в области. Я имею в виду преподавателя Качинского училища Игоря Львовича Лукашева. Более того, до определённого момента кандидатов в губернаторы и даже в Волгоградскую областную Думу партия выдвигать не собиралась.
Однако 23 июня на отчётно-выборной конференции ей был выдвинут бывший вице-мэр Дмитрий Любитенко. Новость мгновенно всколыхнула и телеграм-каналы и местные СМИ. Причём, судя по тональности некоторых каналов, в администрации к этому выдвижению готовы не были. Любитенко отчего-то сразу же превратился в конкурента №1 для действующего губернатора. И уже третью неделю оправдывает эту позицию.
Буквально через неделю после выдвижения Любитенко на поляне появились ещё два кандидата от партий. Которые, скорее всего, в случае прохождения муниципального фильтра, будут пугать своих избирателей возвращением в «лихие 90-е». Не исключено, что ровно тем же самым будут заниматься и остальные кандидаты. Хотя до сего дня ни один из кандидатов так и не посчитал нужным огласить свою предвыборную программу. Или хотя бы поделиться новостями о прохождении муниципального фильтра.
Вместо вывода
Прогнозов я делать не берусь, поскольку ситуация на этих выборах стала совершенно непредсказуемой. Ещё полгода назад все ждали, что смену губернатора организуют в Кремле. Два месяца назад все уповали на кандидатов от системных партий, памятуя Хакасию, Хабаровский край и Владимирскую область. Три недели назад складывалось ощущение, что результат на выборах уже известен, а у нас впереди ещё пять лет «движения вперёд».
Ситуация стала динамичной, но основной актор в регионе теперь не элиты, а простые избиратели. Именно от них зависит, кто дойдёт до дня выборов 8 сентября и станет губернатором. При этом, я ни в коем случае никого не призываю на митинги или акции гражданского неповиновения. Верно также будет сказать, что регион у нас консервативный. Но это консервативных людей (пока) – всего лишь активное меньшинство при пассивном большинстве, жаждущих перемен. К сожалению, я всё чаще убеждают в максиме, которую когда-то произнёс мой коллега. Он сказал: «Все хотят перемен, но каждый боится, как бы чего не случилось». Надеюсь, что сегодня страха больше нет.
А вот здесь можно посмотреть, кто выдвинул свою кандидатуру на должность губернатора нашей Богом избранной области.