Найти тему
Архистория

Две доли Рыбинской биржи

Узорчатый декор, стрельчатые башенки и причудливой формы крыши придают этому зданию сходство с замком. Но близость Волги и, самое главное, псевдорусский стиль четко дают понять - здесь место только терему. В таком конечно и мышке, и зайцу, и лисичке-сестричке и даже медведю вольготно будет сверх всякой меры. А вот для самой крупной в России хлебной биржи вполне подходящий размер.

Рыбинским купцам при всей, свойственной их сословию продвинутости, в первой половине 19 века не хватало масштабности мышления. Торговали, вроде, по-крупному, а как встал вопрос о том, чтобы выйти из тени и начать заключать сделки под крышей уважаемого учреждения - сразу заартачились. Построенное в 1811 году здание хлебной биржи видите ли не способствовало ведению дел. Волжские дельцы по старинке предпочитали находить укромные места для этого на улице, в трактире за чаем или в лавке. А здание тем временем пустовало. Местной рыбинской думе ничего не оставалось, как сдавать его сначала под конторы, а потом, после небольшого ремонта, под помещения земского и уездного судов. С отправлением государством своих полномочий провинциальный классицизм не раз ассоциировался и в других небольших городах России. Обидная, на первый взгляд уничижительная, составляющая стиля была лишь уточняющим словом, напоминающим более скромные запросы жителей регионов. Колонны, портики и даже декор были в этом провинциальном варианте классики тоже, но всё-таки в более упрощенной форме и более соразмерные, что ли, человеку.

-2

В Рыбинской хлебной бирже присутствую все видимые черты стиля. Оно и понятно, здание строилось не столько красоты ради, сколько ради удовлетворения насущных потребностей. Возможно, об этом говорил и Николай 1, когда наведался сюда в 1841 году. Ему очень не понравилось, что местное торговое сообщество игнорирует цивилизованные формы бизнеса. Решение было принято незамедлительно: обустроить здание надлежащим образом и снова открыть биржу. Только ведь даже царский указ не всегда указ тем, кто привык укрощать рыночную стихию. Купцы выслушали монарха и опять стали жить по-своему.

-3

Перелому в их мировоззрении способствовал не заезжий, пусть и знатный, гость, а местный такой же как они торговец-работяга Михаил Журавлёв. Правда, он к тому времени был уже торговцем в третьем поколении, отучился в Англии, повидал мир... Отсюда, видимо, и пошло желание устроить в Рыбинске всё как в лучших домах Лондона. Популяризации такой организации труда способствовала и его деятельность на посту председателя биржевого комитета. При нём биржа буквально расцвела. Причем настолько, что прежнее здание вскоре оказалось тесным для прибывающих в город капиталов.

-4

Вопрос о строительстве нового просторного помещения не вызвал ни разногласий ни проблем - деньги купеческая братия "наскребла" в один момент. А чтобы было уже не провинциально, а с размахом достойным столицы, по крайней мере, хлебного бизнеса, из Петербурга выписали архитектора дворцового управления. Александр Ильин был автором многих известных сооружений, среди которых на слуху здание страхового общества "Россия", переделанное в последствии под нужды зловещего НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянке. В Рыбинске он действовал с тем же размахом, но больше всё-таки творил.

Его воображение, подкреплённое изразцами (до 200 штук), дорогущей немецкой плиткой, изящным силуэтом здания и конечно последним словом в архитектуре - стилем модерн с этнической составляющей, буквально оглушило патриархальный быт Рыбинска. Чудо-терем вознёсся над Волгой! Вот только послужить ему довелось не много. Открывшись в 1912 году здание уже через три года было лишено главной функциональной составляющей - торгов. В стране, в виду военного времени, была введена государственная монополия на хлеб.

-5

Эти два сооружения, биржи, удивительный пример того, как старое может уживаться с новым. Они до сих пор стоят бок о бок и ничем не мешают городу. Судьбы их пересекались, а вот дорогу они друг-другу не переходили. За советскую историю новое здание биржи успело побывать больницей, речным вокзалом и в конце концов дослужилось до Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В старой бирже были казармы, речной вокзал и речная милиция. Формально оно так же стало музейным. Правда, должного применения пока не нашло. Говорят, будут залы картинной галереи.