Найти тему
Изучаю людей

Игра - это вам не игрушки!

Ведущая деятельность ребенка - такая деятельность, которая определяет самые важные изменения в психических процессах и особенностях его личности.

Внутри ведущей деятельности возникают и другие виды деятельности.

И ничего никому не понятно 😁 Сейчас напишу периодизацию, станет попроще, а потом начну переводить с психологического на русский и приводить примеры 😊 .

Первая ведущая деятельность - эмоциональное общение ребенка со взрослым, характерна для детей от рождения до года. Ключевое слово здесь - эмоциональное.

Ребенок на первом году жизни, до полугода уж точно, занят только двумя вещами - выстраивание отношений с собственным телом, и выстраивание отношений со взрослым, формирование коммуникации. И коммуникация эта - эмоциональная.

Он не понимает слов и действий, но быстрее всего учится понимать и сам выражать эмоции. И уже на основе эмоционального общения - выстраивать все остальные умения и навыки - манипуляции с предметами, хватание и тп.

Дети в домах ребенка, лишенные обильного эмоционального общения со взрослым, резко отстают во всех сферах жизнедеятельности, начиная от соматического состояния, заканчивая двигательной и интеллектуальной сферами. Это, наверное, наиболее яркий пример того, что бывает, если ведущая деятельность игнорируется. От этого и умирают. Были такие случаи сплошь и рядом в домах ребенка 19 века .

После примерно полугода эмоциональное общение со взрослым постепенно начинает уступать место следующей ведущей деятельности, расцвет которой можно наблюдать от 1 до 3 лет - предметно-манипулятивной.

Этому виду деятельности, можно сказать, повезло 😁 Всеми признается потребность малыша раннего возраста в познании предметного мира.

В Монтессори-студиях для детей раннего возраста этой деятельности уделяется много внимания, поэтому малыши в основной массе эти студии очень любят.

В этом периоде ребенок овладевает способами употребления вещей, идёт от простых манипуляций, никак не связанных с назначением предмета, к реальным действиям с ним. На базе этой деятельности он активно прорабатывает двигательную сферу, активизирует все виды моторики .

Игровая деятельность достигает своего расцвета с 3 до 7 лет, потом сменяется на учебную деятельность (о ней позже), но до конца не сдает своих позиций и в школьном возрасте, и даже во взрослом состоянии, модифицируясь в спортивные игры (а раньше - во всевозможные народные игрища).

Игра возникает тогда, когда ребенок из мира предметов вступает в мир отношений между людьми, открывая для себя профессии и социальные роли.

И вот по поводу этого этапа до сих пор идут споры в ученом мире 😁 По поводу какой-то детской игры, представляете ?

Методика Марии Монтессори, к примеру, сюжетно-ролевой игры не предполагает. Да, вот так, совсем. И на этот счёт в методике есть вроде бы вполне стройная аргументация - детская игра исторически возникла лишь тогда, когда ребенок из-за развития общественных отношений и усложнения орудий труда оказался за бортом активной взрослой жизни, перестал быть полноправным участником быта.

Выход из этой ситуации Мария Монтессори видела в привлечении детей ко всевозможной деятельности, использование детьми не игрушек, а реальных предметов быта. Мария Монтессори не признавала за детьми потребности в игре, а признавала большое желание участвовать в реальной деятельности .

Вроде справедливо - но как же тогда быть с миром, не ограниченным бытом? С миром, в котором существуют врачи и программисты, водители и воспитатели, магазины и театры?

Все эти впечатления переполняют душу ребенка и, не проигрывая их, он принужден быть лишь пассивным зрителем жизни? Возражают другие исследователи игры 😉

К какому лагерю пристать - решать вам 😁 Лично я принадлежу ко второму, признавая сюжетно-ролевую игру важнейшим способом переработки информации о внешнем мире, отношениях людей, профессиональных и социальных ролях.

Поэтому я и забрала свою дочь из хорошего Монтессори-сада, как только узнала, что игры в нем - нет. А дабы переманить вас на свою сторону 😁 - буду и дальше рассказывать о том, что же за штука такая волшебная - сюжетно-ролевая игра и игра вообще, какие стадии развития она проходит и какие психические функции прокачивает 😁

Без игры нет развития

Как ребенок играл, так будет и учиться

Дворовые игры вымерли

Настольные игры для развития