Найти тему
Zames Media

Глубоко копает!

Оглавление

Николай Коляда
Николай Коляда

У каждого приличной политической тусовки должен быть свой культурный герой. Такой как Макаревич, Ахеджакова или Захар Прилепин. Культурный символ, который можно было бы предьявить другой политической тусовке. Мол, нате вам, выкусите. У нас вот, а у вас?

Нагромождение всего

15 июля Глава комитета Государственной думы по культуре Елена Ямпольская сообщила о новых членах Общественного совета. В него вошёл он – заслуженный деятель уральских искусств, театральный режиссер Николай Коляда. (Общественный совет при комитете Госдумы по культуре участвует в обсуждении законодательных инициатив в сфере культуры).

Ранее Коляда выложил на своей странице Facebook скан письма с предложением войти в состав Общественного совета по культуре. Он воспринял предложение с гордостью.

Письмо Николаю Коляде из Москвы.
Письмо Николаю Коляде из Москвы.

Драматург, актер, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Николай Коляда – личность неординарная, не оставляющих равнодушными никого, кто хоть раз побывал на его спектаклях. О Коляде сложно писать – его нужно смотреть, он нагромождение всего. 

Пьесы его и спектакли, на первый взгляд, свалены в одну кучу тяжелых костюмов, гениальной игры на грани фола - своя особая сценография, много безвкусицы и пошлости. Но Коляда умеет это подать так, что это привлекает.

Как сказал бы критик из «Двенадцати стульев» - глубоко копает!

Эмоциональные артисты, сильное музыкальное сопровождение, необычная трактовка – это всё Коляда. Режиссерские приемы, рожденные в его голове, начав с китча, юмора на уровне уличного балагана, постепенно сводятся к глубокому и грустному, даже трагическому, и это очень необычно для зрителя. 

Спектакль «Гамлет» тому наглядный пример. Жалость к порочным людям почти равна любви, уравновешивает мрачность событий пьесы, пробуждая в зрителе возможность сочувствия не только к героям, но и к самим себе - таким же порочным, таким же несчастным, таким же желающим любви, но стремящимся к власти, к деньгам и к сексу и в обычной жизни о любви забывающим. 

Хоррор Пушкина

В 2017 году появилась информация, что Николай Коляда, драматург, режиссер, руководитель частного театра имени себя в Екатеринбурге открывает в Москве новый театр. Эта новость интересна не сколько столице, сколько самой России: пример провинции – не бояться брать Первопрестольную.

В 2018 году Коляда объявил о наборе в свою театральную школу в Екатеринбурге, хотя школа начала свое существование еще в 2015 году, она то открывалась, то закрывалась из-за отсутствия постоянного финансирования.

С  особым успехом проходят гастроли Коляда-Театра в Москве, каждый год в январе он приезжает туда со спектаклями. На постановки Коляда-Театра приходят известные театральные деятели Москвы, связанные с преподаванием в актерских вузах. 

Сцена из спектакля «Гробовщик».
Сцена из спектакля «Гробовщик».

В июне 2019 года состоялась премьера комедии «Гробовщик», которую Коляда поставил к 220-летнему дню рождения Александра Пушкина. Превратив пьесу в хоррор с песнями и плясками. По мнению Коляды, именно Пушкин стал прародителем того, что позже развилось до жанра хоррора. По сюжету гробовщик Прохоров собрал к себе на новоселье своих бывших клиентов, мертвецов.

Гранты не пропьёшь

Коляда задает тон театрального искусства на Урале, в очередной раз раскритиковав Год театра в России и предложив петицию, чтобы отказаться от его празднования. Он привел несколько примеров, когда власти мешали работе театральных деятелей, включая суд над режиссером Кириллом Серебренниковым, которому инкриминируется хищение. «В Год Театра, новость за новостью. Одна другой краше. А ведь всего третий месяц заканчивается. По-прежнему происходит этот суд над Кириллом Серебренниковым — позор, стыд, мерзость. Месяц назад премьер-министр заявил, что театров у нас многовато. Позавчера я увидел кадры с разрушенными гримерками в театре „ФЭСТ“, и на меня нахлынуло, я вспомнил, как бандиты 15 лет назад разрубили в пух и прах топорами нашу сцену в подвале на Ленина, 69 и залили масляной краской наши костюмы. Но тогда (ладно уж!) Год Театра не объявлялся, бандитам простительно. Кстати, до сих пор тот подвал стоит пустой и не понятно: зачем нас оттуда выгоняли?» — написал Коляда.

Николай Коляда в роли тени отца Гамлета.
Николай Коляда в роли тени отца Гамлета.

Тем не менее, разнося власть, Коляда получает гранты на свои проекты, премии от губернатора. Например, в сентябре прошлого года он получил 2,5 млн рублей в качестве гранта президента России на проведение фестиваля «Коляда-Plays»: «Я радуюсь невероятно. В 12 раз проводится фестиваль, и первые фестивали проводились буквально на коленке и с немыслимым трудом, совсем без денег. Однажды селили гостей в гостинице на Уктусе, где номер без завтрака стоил 200 рублей. Стыдно вспоминать. Но выжили ведь. Теперь, думаю, без фестиваля даже трудно представить театральную жизнь города», — поделился своими эмоциями от подарка Путина Коляда.

Он добавил, что несколько дней назад также написал письмо председателю правления компании ЛСР Андрей Молчанову, который финансово помогает фестивалю каждый год. «Надеюсь, и в этом году поможет. Тогда — у нас вообще проблем на фестивале не будет, всё будет в шоколаде», — написал драматург.

Немая сцена

Художественный руководитель своего театра – сам себе творец и в общественной жизни. Он принимает активное участие в политической жизни Екатеринбурга, находясь в постоянной оппозиции к местной власти, за что и обласкан вниманием и расположением уральских  СМИ, которые не обходят стороной и докладывают о каждом его шаге.

Когда в 2016 году рассматривался вопрос о строительстве Храма-на-воде, Коляда дал интервью, в котором назвал эту идею возмутительной: «Единственное пространство, которое дает возможность дышать, озон что ли, я просто хочу сказать господам чиновникам, слушайте, вы с нами вообще не считаетесь, вы нас за людей не считаете что ли, это что это такое вообще? Все в России знают, там где строительство, там где ремонт, там воруют – это понятно. И к господам церковникам хочется обратиться, вам не стыдно, слушайте, я сам воцерквленый человек, сам крещеный, я восстанавливал храм на свои деньги в селе Хрущёвка, где крестился, но это важно для людей. Вы о Боге не думаете что ли? Бог не Ермошка, видит немножко».

По странному стечению обстоятельств на каждом протесте, митинге случайно оказывается Николай Коляда. В сентябре 2018 года на акции протеста Навального, которая должна была пройти как обычное шествие против пенсионной реформы.

«Мы здесь власть!» — начал скандировать волонтер штаба Борис Реченко. На эти звуки из своего театра вышел режиссер Николай Коляда. Он посмотрел на людей за заграждением и сказал полицейским: «Зачем же так? Они пройти хотели? Так пускай идут».

Коляда защищает сквер.
Коляда защищает сквер.

Но полицейские Коляду не послушали. Немая сцена.

События мая 2019 года в сквере у Театра драмы в Екатеринбурга не оставили в стороне небезразличного к митингам Коляду. 14 мая режиссер пришел в сквер поддержать протестующих: 

«Самое главное — чтобы не было провокаций. Все нормальные и вменяемые люди Екатеринбурга здесь. С нами нужно считаться».

В интервью тeлеканалу RTVi он защитил сквер.

«Понимаете, храмы всегда строятся с любовью, каждый несёт свой кирпичик, несёт краску, потому что храм это дом Бога. Я вот всю жизнь хвастаюсь журналистам и вам похвастаюсь, я уже многое что в жизни в своей сделал, и учеников выучил, и театр создал свой, но вот в своей деревне восстановил церковь, уже забыли все об том, и слава Богу, что забыли, но я-то помню, у меня это в сердце. А тут что это сейчас творится? Не дай Бог кровь прольётся! Я человек воцерквокный, я не за сквер и не за храм, я за то чтобы власти наши разговаривали бы с людьми человеческим языком».

Выступая за сквер, бесстрашный Коляда все же боялся.

«Мне тяжело это говорить, у меня частный театр, и мне могут глотку перекрыть, наслать на меня санэпидстанцию, завтра придёт налоговая и остальные и не будет театра, ну черт с ним».

В общем, пока театралы Екатеринбурга носят Коляду на руках – потому что свой, сам режиссёр добавляет к своему образу немного решающей оппозиционности, – не забывая брать от государства гранты и премии. Ещё чуть-чуть, и в Москву!

Смотреться там он будет интересно. Он для московской публики диковинка, приедет такой в тюбетейке с подвижной психикой – и давай всякую самобытность со сцены лить.

Дебют уже скоро: на заседании Совета по культуре в Госдуме.