Стремительно возросшие контейнерные перевозки китайского экспорта в Европу, зависимость морских перевозок от ряда геополитических факторов, обусловливают необходимость совершенствования всех инфраструктурных элементов «Экономического пояса Шелкового пути». По данным общероссийского таможенного представителя «СлавТранс», одной из проблем, с которой сталкивается доставка грузов из Китая в Евросоюз, является европейская организация железнодорожных перевозок.
С 2010 по 2017 год транзитные контейнерные перевозки из Китая в ЕС по суше выросли почти в 30 раз - с 5600 TEU до почти 164 000 TEU. Осуществляемые через таможенную территорию ЕАЭС перевозки железнодорожным транспортом китайского экспорта в Европу практически удваиваются каждый год.
По данным австрийского ИИАСА (IIASA), транзитные контейнерные перевозки будут расти столь стремительно еще несколько лет. К 2020 транзитные международные транспортные перевозки по суше могут достигнуть 0,5 миллиона TEU.
В ближайшей перспективе железнодорожные перевозки грузов по оси Китай - EAЭС - ЕС не могут угрожать конкуренцией экспортным потокам, которые в Европу доставляют морские перевозки. Даже сейчас контейнерные перевозки по суше 1 TEU из китайского города Чунцин в немецкий город Дуйсбург обходится в среднем в 1,75—3,25 раза дороже, чем морские перевозки.
Основными неценовыми преимуществами, которые демонстрируют железнодорожные перевозки грузов по Евразии, являются точность и возможность предложить клиентам доставку «от двери до двери». Да и транспортное плечо в три раза короче, чем морской путь.
Это особенно важно для таких товаров, как электроника, автомобильные компоненты, фармацевтика, косметика и продукты питания. Это относится и к товарам европейских производителей, в отношении которых необходима доставка грузов из Европы в Азию.
Если сравнивать северное (Китай - EAЭС - Европа) и южное (по югу в обход EAЭС) направление «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП), то северный маршрут демонстрирует большую эффективность. Международные транспортные перевозки по территории России короче, здесь и инфраструктура лучше, да и пограничных переходов меньше. Использование общей накладной ЦИМ/СМГС облегчает транзит. Железнодорожные перевозки грузов по российскому Транссибу в среднем требуют от 7 до 11 дней для доставки в Европу.
В сравнении с северным направлением, южный маршрут ЭПШП разделен Черным и Каспийским морями. Это требует перевалки грузов с поезда на грузовое судно, а затем обратно на поезд. Да и инфраструктурные возможности южных маршрутов значительно ниже. Тем более, что на южном направлении значительно больше границ, которые приходится преодолевать грузам из Китая.
© ООО «СлавТранс» 2008-2019