Мусор наступает по всем фронтам. Проблему очистки города рассмотрел корреспондент Литер на примере Тараза.
Возьмем количеством
Первая проблема, которую необходимо решить, – это острая нехватка мусорных контейнеров и урн.
– Даже беглым взглядом понятно, что городу катастрофически не хватает мусорных площадок, – говорит представитель КСК «Бахыт» Аскар Санжарулы. – Обратите внимание на дворы наших многоэтажек – пусть микрорайонов, пусть центральных улиц. Горы мусора возле контейнерных площадок. Все потому, что город не успевает убирать мусор, который жители бросают за день. Порой четыре-пять контейнеров обслуживают сразу несколько домов, бывает с десяток! Что делать в такой ситуации? Резко увеличить число контейнеров! Несколько их штук должны обслуживать каждый дом! Недавно я обратился к городским властям с предложением пойти на этот шаг. Но там ссылаются на отсутствие средств. Но как такое может быть? Ежегодно в бюджет закладываются немыслимые средства на вывоз мусора, неужели при этом нельзя предусмотреть сотню-другую контейнеров? Более того, произвести их недорого могут и местные заводы в Таразе, которые зачастую остаются без заказа.
По мнению Аскара Санжарулы, необходимо также озаботиться увеличением количества урн на улицах города.
– Их тоже ничтожно мало. Недавно к нам приехали гости из другого города. Вместе гуляли, купили кукурузу, съели, а мусор выбросить некуда. «Где здесь ваши урны? – спрашивают гости. – Мы минут 20 ходили по городу и держали мусор в руках. Мне было страшно неудобно за наш город. Другие люди, не задумываясь, выбросили бы отходы в арычки или прямо на тротуар. Но нашим гостям совесть не позволила. Так и ходили с мусором в руках».
По мнению нашего собеседника, достаточное количество мусорных контейнеров и урн значительно бы решило проблему борьбы с отходами. И если ежегодно закупать по 50-100 контейнеров, то жители города не будут возмущаться происходящей картиной у своих домов. Объяснять на пальцах Жительница города Жанна Агайдарова является членом улькома и пытается содержать в порядке сразу несколько улиц. Заработную плату она не получает, но находит время для общения с людьми, которые в частном секторе вываливают мусор, где придется.
– Возьмите наши улицы, – говорит она. – Вдоль автомобильных дорог часто неприглядная ситуация. Где-то пакеты, где-то бумаги лежат, а кое-где мешки или целые свалки. Бывает, мусорят прохожие, но есть и местные жители улиц. Конечно, можно бесконечно ходить и убирать, но одни мы без помощи властей ничего сделать не сможем.
По мнению общественника, необходимо вернуться к старой практике – тотальной чистоты и персональной ответственности представителей акимов по участкам.
– К сожалению, сегодня власти ограничиваются лишь тем, что проводят заседания от случая к случаю, где обсуждают скопившийся мусор, – говорит Жанна. – Либо проводят месячники или двухмесячники, при этом отвлекая от дел тысячи горожан. Кто выходит на все эти субботники? В основном учителя и медсестры, у которых и так работы полно. А мы еще их грузим общественной работой. А если бы как прежде, «акимчики» несли ответственность за чистоту своего участка, то они бы принимали меры для поиска решения проблем. Они бы занимались разъяснительной работой среди населения, общались бы с улькомами, кварткомами и вместе содержали бы город в надлежащем состоянии. А разъяснять людям нужно много чего.
Например, по мнению Жанны Маратовны, многие горожане сжигают во дворе или у обочины собранный мусор – листья, пакеты, баклажки.
– Надо ли говорить, какой вред мы приносим окружающим и природе такими действиями? Бывает, наши жители разжигают печи резиной! В итоге из дымохода валит черный, густой дым, который обволакивает соседние дворы и целые массивы. Травятся все. Так кто будет обходить всех этих вредителей и объяснять им, что так делать нельзя? Вот еще одна проблема, которой наши акимы должны заняться.